19. Особые случаи. Для детей, не прошедших
инициацию (БП. 111:6,1), аскетов и беременных
женщин или умерших родами.
...Позднейший обычай пробивать череп аскета
основан на представлении о том, что душа «знающего
Брахман» вылетает через отверстие на темени (Чхандогья-упанишада. Vlll:6, 6).
...Следующую категорию составляют люди,
умершие в далеких от дома краях. Родственники приносили
мертвое тело, если оно сохранилось, или кости для подобающих похорон. В
последнем случае выбира
ли 33 кости из разных частей тела, поскольку считалось, что человек состоит из
33 частей (БП. Ш:6, 2).
Но если и костей не могли найти, а было известно только направление, в каком
ушел человек, к духу
покойного (прете) взывали в этом направлении, делали изображение человека на
шкуре черной
антилопы, на него ставили жертвенные сосуды, на них бросали траву куша (дарбха)
и совершали
кремацию. Если не могли найти никаких сведений об ушедшем и считали, что он
умер, совершали
вышеописанную церемонию.
...Умершие от несчастных случаев также
рассматриваются особо. Умершие от ран, причиненных
оружием, удушенные веревкой, утонувшие, упавшие с горы или с дерева и т.п. не
заслуживали
похоронных обрядов (БП. Ш:7, 1). Наиболее вероятно, что их бросали в воду или
оставляли в лесу.
Впрочем, в настоящее время над ними исполняют похоронные ритуалы после
совершения
определенных искупительных обрядов (праяшчитта — обряды эпитимии).
«...Как особый случай рассматриваются также
исключенные из касты. Согласно Ману, не следует
устраивать ритуал похорон для отступника, человека, рожденного в браке
пратилома (брак „против по
рядка" — муж ниже жены по варне, сословию), самоубийцы, еретика,
прелюбодейки, делающей аборт
или ненавидящей своего мужа, и т.д. Яджнавалкья включает в эту категорию также
воров» (с
некоторыми изменениями и сокращениями [Пандей Р.Б., с. 195—219]; см. также
[Гусева Н.Р., 1977, с.
142—150, 277—282]. — Ю.С.).
Джайнизм (от имени собств. пророка Вардхамана
Махавира, прозванного Джина — «Победитель») —
одна из религий Индии, возникшая в VI в. до н.э. [Атеист, ел., с. 138; Волкова
О.В.].
«И дигамбары и шветамбары (два основных
течения в джайнизме. — Ю.С.) сжигают тела умерших,
омыв их и обернув в новые ткани. Золу, как и у индусов, предписывается бросать
в воду. Ближайшие
родственники покойного считаются нечистыми 10 дней.
Поминальных церемоний у джайнов севера и
запада нет, но в Карнатаке (штат Бомбей) их выполняют
месяц в году. Вообще же закон предписывает скорбеть о мертвых аскету не дольше
одной минуты,
кшатрию — пяти дней, брахману — десяти, вайшье — двенадцати и шудре не дольше
пятнадцати
дней» [Гусева Н.Р., 1968, с. 84, 85].
132
БУДДИЗМ.СИНТОИЗМ
МАХАПАРИНИРВАНАСУТРА*
...он, одаренный всяческой благодатью,
возвышенный Будда, скончался!
(544 г. до н.э.)
24. «И когда услышали весть Маллы
(Кусинарские\ — Ю.С.) с их юношами, девами и женами,
опечалились, заскорбели, и сжалось в них сердце. Иные плакали, рвали волосы,
иные судорожно
сжимали руки и рыдали, иные бросались на землю и метались, тоскуя при мысли: „Рано,
рано умер
Блаженный! Рано, рано отошел Блаженный! Рано, рано угас Свет миру!"
26. И Маллы Кусинарские
взяли ароматы и ветви цветов, и музыку, и пятьсот смен одежд и
отправились в Упаваттану, в дубраву Маллов, где опочил Блаженный. Там весь день
провели они в
воздаянии чести, славы, хвалы и поклонения останкам Блаженного гимнами,
пляскою, цветами,
ароматами, музыкой; и сделали сень из одежд, и развесили украшения.
27. Тогда подумали Маллы
Кусинарские: „Поздно, не время теперь погребать тело Блаженного". И
воздавали честь, славу, хвалу и поклонение останкам Блаженного гимнами,
пляскою, ароматами,
цветами, музыкой, и так провели весь следующий день, и третий, и четвертый, и
пятый, и шестой.
28. Тогда на седьмой день
Маллы Кусинарские подумали: „Возьмем тело Блаженного, отнесем на
полудень за город, воздавая хвалы и славу и поклонение пляскою, пением, украшая
цветами,
воскуривая фимиам, — там, на юге от города, совершим погребальный обряд!"
29. После того восемь
начальников маллских омыли головы и надели новые одежды, чтобы нести тело
Блаженного. Но — заметь! — они не могли поднять его.
31. ... (Потому что ) духи думают так:
„Понесем тело Блаженного северным путем к северу города, и,
войдя в город северными вратами, понесем тело Блаженного срединным путем на
средину города, и,
выходя восточными вратами, воздавая честь... понесем тело к алтарю Маллов,
именуемому Макута-
бандхана, на востоке, и там совершим обряд погребения"...
33......Как поступают... с останками Царя
Царей, так же должно поступить и с останками Блаженного"...
34—35. ...И одели тело Блаженного в новые
одежды, и обернули пеленою из чесаного хлопчатого пуха,
и опять возложили новые одежды, и далее так, пока тело Блаженного не было окутано
пятьюстами
слоев
* Махапаринирванасугра — «Книга Великой
Кончины». Время создания текста — IV—III вв. до н.э. Палийская версия
«Махапариниббанасутта» записана на Цейлоне в I в. до н.э.
[МАХАПАРИНИРВАНАСУТРА].
Текст дан в сокращенном виде и прокомментирован
А.А.Вигасиным (далее — А.В.), за что автор работы выражает ему
искреннюю признательность.
133