XXVI I:151, 6]. Они назывались «сосудами
воображения», таким образом, с (умершим) обращались как с духовным
разумом. В древности существовали повозки из глины и соломенные фигурки, в
соответствии с идеей, заложенной в
эти (вотивные) сосуды. Конфуций сказал, что изготавливать фигурки из соломы —
хорошо, а изготовление
(деревянной) копии —
/39
нежелательно. Не было ли это чревато
использованием (живых) людей?9 [SB. XXVII:173, 45].
Похоронный инвентарь. Предметы (сосуды
воображения для положения в могилу ) * выставлялись на
обозрение по следующей причине: если их было выставлено (слишком ) много, то
часть из них могла
быть положена в могилу; если же их было выставлено сравнительно немного, они
все могли быть
положены в нее [SB. XXVI11:55, 37].
Приношения (в виде зерна или фруктов ) ,
которые кладут (рядом с телом в гроб ) '°, должны быть столь
же (обильными ) , как и приношения в первый день луны [SB. XXVI1:156, 28].
Рядом с гробом правителя
ставились восемь корзин с обожженным зерном четырех различных видов. Рядом с
гробом сановника
— шесть корзин с шестью
видами зерна; а у гроба чиновника — четыре корзины с зерном двух видов.
Кроме этого присутствовали (сушеные ) рыба и мясо [SB. XXVIII.-197, 36].
(При погребении ) старшего, но
несовершеннолетнего сына правителя от его законной жены (в
могилу ) опускаются три (маленькие ) повозки (с мясными жертвоприношениямиХ
При погребении
старшего, но несовершеннолетнего сына от одной из наложниц опускается только
одна такая повозка;
то же касается погребения старшего сына сановника, при тех же обстоятельствах**
[SB. XXVII: 161, 1].
Число (маленьких ) повозочек, отправляемых (к могиле ) , находилось в
соответствии с количеством
свертков передаваемого (посылаемого) мяса. Каждая повозка имела покрытие из
грубой ткани (грубого
полотна). Все вокруг было украшено рисунками (фигурами). Эти свертки
располагались по четырем
углам гроба [SB. XXVIII: 140, 9].
(Накопленные ) волосы и ногти правителя и
сановника располагались (в мешочках ) по четырем углам
гроба; волосы и ногти чиновника захоранивались (вне гроба ) " [SB.
XXVIII:196, 34]. В пространство
между гробом и оболочкой, в случае [похорон] правителя, помещался чжу'2;
в случае сановника — сосуд
для воды; в случае чиновника — сосуд для спиртного [SB. XXVIII:199, 41]. В
случае похорон правителя
оболочка обивалась изнутри тканью и там находились корзины с юй13; в
случае сановника — оболочка
не обивалась; для чиновника корзины с юй не ставились [SB. XXVIII: 199, 42].
* Это то, что принесли друзья и подготовила
семья. Они выставлялись на обозрение за воротами в восточной
стороне храма, когда тело перевозили (к приготовленной могиле), и перед могилой
на востоке от пути, ведущего к
храму.
** Речь идет о странном обычае,
практиковавшемся при погребении высокопоставленных людей, а также людей,
приравненных к ним. Используемые в данном случае повозки были очень маленькими.
Когда похоронная колесница
должна была вот-вот отправиться из храма и все необходимое у могилы было уже
совершено, брались куски туш,
составлявших жертвоприношение и положенных рядом с гробом, их разделяли на
мелкие кусочки, заворачивали и
помещали на эти повозки, с тем чтобы они двигались вслед за колесницей. У
могилы эти маленькие сверточки
клались один за другим внутрь внешней оболочки (гроба) по четырем углам. Число
этих повозочек варьировалось в
зависимости от ранга умершего. («Старшие сыновья», о которых шла речь в этом
параграфе, должны были бы
умереть в возрасте от 16 до 18 лет.)
140
Гроб, надгробные конструкции и сооружения. (Во
времена Шунь ) из династии Юй14 использовали
керамические гробы*; во времена Ся эти гробы окружались (обкладывались,
вероятно, наподобие
склепа. — А.К.) кирпичом. Люди Инь пользовались деревянными гробами, внешним и
внутренним
(внутренний гроб должен быть толщиной в четыре цуня (дюйма), а внешний — пять
дюймов [SB.
XXVI1: 150, 4]). При Чжоу добавляли к этому занавеси и украшения из перьев (но
использовали и
каменные гробы [SB. XXVII: 149, 4]). Чжоу хоронили умерших между 16 и 19
(годами) в гробах, (как у )
Инь; а тех, кто умер между 12 и 15 или 8 и 11 (годами), — в кирпичных
сооружениях (оградах, склепах),
(как у ) Ся; тех же, кто умирал (в более юном возрасте ) и по ком не
проводилось траурных церемоний,
хоронили в керамических сооружениях времен правления династии Юй [SB. XXVII:
125, 12].
Гроб Сына Неба представлял собой четыре в
одном. (Первый ) — из шкур буйвола или носорога,
которые, перекрывая друг друга, составляли три цуня (дюйма) в толщину (т.е.
кожаный мешок. — А.К.).
Один гроб был изготовлен из дерева I (белой осины), а три других — из Rottlera
(катальпа? — А.К.). Все
четыре плотно закрываются. Обручей для (составного ) гроба — пять; два
(ставились) — прямо и три
— в перекрест; под каждым
обручем один двойной клин (по кромкех Оболочка ( вокруг пятого гроба )
изготовлена из кипариса и собрана из кусков длиной в шесть локтей (270 см);
дерево взято из ствола
ближе к корню [SB. XXVII:158—159, 40].
Самый большой (или внешний ) гроб правителя
провинции был толщиной восемь дюймов; следующий
— шесть дюймов, а
внутренний — четыре дюйма. Толщина большего гроба сановника наивысшего
ранга составляла восемь дюймов, а внутреннего — четыре дюйма. Для чиновников
низших рангов такие
размеры составляли шесть и четыре дюйма. Гроб простого чиновника имел толщину
шесть дюймов [SB.
XXVIII:196, 31]. (Внутренний ) гроб правителя обтягивали красным (шелком ) ,
который крепился
гвоздями, изготовленными из различного металла. Темно-синий (шелк ) на гробе
сановника крепился
гвоздями из воловьей кости (рога); гроб чиновника также обтягивался тканью, но
без гвоздей [SB.
XXVIII: 196, 32]. Крышка (гроба ) правителя
покрывалась лаком и имела три двойных клина (шпонки)
(по краям ) , через которые были натянуты
три обруча. Крышка гроба сановника (также ) покрывалась
лаком и имела два двойных клина и два обруча. Кроника гроба чиновника лаком не
покрывалась, но
имела два двойных клина и два обруча [SB. XXVIII: 196, 33].