«Белокурые
народы весьма ценят свою свободу. Они смелы и непреклонны в сражении,
у них отважный и пылкий характер. Они презирают всякого, кто струсит или
хотя бы немного отступит в бою. Смерть они тоже презирают. Они свирепы
на поле брани и верхом на коне и в пешем строю. Если в конном сражении
они попадают в окружение, то все как один спешиваются и продолжают бой.
Вооружены они щитами, копьями и короткими мечами. Любят вести бой в пешем
строю, бросаются в яростную атаку. Во время сражения, пешие или конные,
они не образуют подразделения с заранее известной численностью, а строятся
по принадлежности к своему племени, соединяясь в группы по родству крови
и дружеским узам. Поэтому нередко случается так, что, потеряв друга в
бою, они все вместе, презирая опасность, обрушиваются на врага, чтобы
отомстить за своего товарища. Их боевые построения имеют некий порядок,
но атакуют они, и пешие и конные, в безудержном порыве, бесстрашно бросаясь
на противника, словно каждый из них действует в одиночку. Они не подчиняются
приказам своих командиров и не обращают на них внимания, пренебрегая при
этом соображениями выгоды и мерами безопасности. Они с презрением относятся
ко всяким планам, особенно в кавалерии, разрабатываемым применительно
к тому или иному этапу сражения. Их легко подкупить деньгами, потому что
они жадны до денег. Преследования и несчастья выбивают их из колеи. Сколь
смелы и бесстрашны их души, столь тела их мнительны и не способны переносить
физические страдания. Их мучает чрезмерная жара, холод, дождь, скудная
пища, особенно отсутствие вина. Всякая отсрочка сражения для них невыносима.
В конных сражениях они испытывают затруднения, оказавшись в труднодоступном
месте с буйной растительностью, но легко справляются с засадами, подстерегающими
их на флангах и с тыла. Однако они ничуть не беспокоятся о том, чтобы
принять меры безопасности и выслать разведку. Их можно легко разогнать,
используя прием ложного бегства либо неожиданной вольтижировки. Нередко
они оказываются в весьма затруднительном положении, если принуждены иметь
дело с ночной атакой конных лучников, так как лагеря свои устраивают не
кучно, а рассредоточенно. Сражаясь с ними, необходимо прежде всего попытаться
кружным путем войти с ними в соприкосновение на открытом пространстве,
затем нанести ряд неожиданных атак в каком-нибудь одном направлении, используя
при этом отвлекающие вылазки на других направлениях. Необходимо откладывать
как можно дольше начало решительного наступления, обманывать, выказывая
мнимое намерение приступить к переговорам, чтобы охладить их боевой пыл
либо отсутствием провианта, либо вынужденным пребыванием на жаре или морозе».
Правда, к такого рода текстам следует относиться с большой осторожностью.
Все, что сказано здесь о военных обычаях германцев, уж слишком напоминает
суждения Цезаря, Тацита и Марцеллина и, быть может, является хотя бы частичным,
но повторением классики, а не самостоятельным мнением автора. Что касается
недисциплинированности германцев, то она, действительно, предвосхищает
отсутствие дисциплины в рыцарских армиях будущих столетий. Однако к этому
факту также необходимо отнестись с известной долей осторожности. В свое
время сложилось даже целое направление в науке, которое в основу своих
изысканий поставило именно недисциплинированность сначала германцев, а
затем рыцарей. В настоящее время подобные суждения не вызывают особого
доверия. Нам следует также учитывать тот факт, что псевдо-Маврикий является
автором, чья точка зрения сформировалась под влиянием римской традиции,
перекочевавшей в Византию. Согласно этой традиции, дисциплина и моральный
дух армии являются в определенных трудных обстоятельствах главными в системе
военных ценностей. «Белокурые народы» пользовались иной системой ценностей.
У них, если угодно, была иная дисциплина, иные технические и моральные
ресурсы. Одним словом, они иначе относились к войне.
Тем не менее с точки зрения «предрыцарского времени», которое нас более
всего здесь занимает, описанная псевдо-Маврикием ситуация не может не
вызывать интереса. Ведь именно к рыцарским доблестям, которые сделаются
популярными благодаря «песням о деяниях», относятся свободолюбие, смелость,
пренебрегающая соображениями безопасности, чувство семейной и дружинной
солидарности, обязанность воздавать местью за смерть погибшего товарища,
презрение к трусости и смерти. Столь же рыцарскими являются и «недостатки»,
которые дадут о себе знать спустя целые столетия: неосторожность, чрезмерный
пафос, чередование эйфории, бешенства с упадком настроения, неспособность
переносить физические лишения в сочетании с неумеренностью, жаждой обогащения,
являвшейся обратной стороной, как хорошо известно этнографам, цивилизованности,
при которой общественные отношения строятся на «культуре дарения», и,
наконец, переоценка физической силы в ущерб тактическому маневрированию.
Целые поколения авторов, особенно живших в XII—XIII вв., приложили немало
усилий, чтобы пропагандировать куртуазный идеал «меры», восходящий к учению
Аристотеля и Цицерона, вывести на первый план значимость таких жизненно
важных добродетелей, как осмотрительность и умеренность. Им так хотелось
преодолеть «недостатки» рыцарского сословия. Однако все труды их оказались
напрасными.
В рассказе псевдо-Маврикия содержится одно немаловажное указание. Прежде
всего, оказывается, «белокурые народы» в отличие от восточных врагов Византии
еще не до конца и не во всем стали Reiterkrieger. Стоило представиться
случаю, как они тотчас сходили с коня и сражались с пехотинцами. Кроме
того, даже сидя верхом на боевом коне, они отказывались подражать одному
важному тактическому приему восточных конных воинов — ложному бегству
под прикрытием лучников. Говоря о римлянах и парфянах, мы уже имели случай
заметить, что эффективность кавалерии и тогда зависела во многом от того,
насколько прочным было взаимодействие между тяжелой и легкой кавалерией,
что глубокая атака катафрактиев становилась тем эффективней, чем надежнее
было прикрытие лучников. Псевдо-Маврикий указывает: их оружие — копья,
короткие мечи, щиты. Даже допустив, что здесь имелся пропуск и не были
упомянуты другие виды оружия, отсутствие лука, игравшего столь значительную
роль в византийской армии,— факт уже сам по себе достаточно красноречивый.
Вряд ли виной забывчивость автора.
Техника и общество на Западе. В чем причина неиспользования либо весьма
ограниченного использования лука германцами, затормозившая совершенствование
этого вида оружия на Западе? Скажем сразу, и на Востоке, где лук был обычным
оружием, наблюдалось то же самое. Например, лангобардские и франкские
источники, описывающие вооружение воина, упоминают лук. Однако на Западе
сражение обычно носило характер поединка с применением копья и меча. Весьма
вероятно, что постепенное сокращение числа войн в романо-варварских королевствах
с участием всех имевшихся в наличии свободных людей и в конечном итоге
замена народного ополчения профессиональной военной элитой в эпоху феодализма
приостановили усовершенствование лука, который, хотя бы в силу своей невысокой
стоимости, относился к разряду народного, крестьянского оружия. Одновременно
утяжеление оборонительного оружия также сводило на нет пробивную силу
стрелы. Быть может, у германцев, привыкших к поединкам, выработалось отчасти
презрительное отношение к луку. Такое же отношение к луку получило распространение
и в золотую эпоху рыцарства.
Известно, что лангобарды не любили применять лук. Это особенно показательно,
если вспомнить, что среди «белокурых народов» они более других восприняли
обычаи степи. Кроме того, лангобарды имели наиболее частые контакты с
византийской армией, будучи то ее союзниками, то наемниками, а то и врагами,—
достаточно взглянуть на Италию, где на протяжении нескольких десятилетий
они сражались бок о бок с восточными римлянами против готов, а затем уже
в качестве захватчиков против своих же бывших союзников. Псевдо-Маврикий
писал как раз в те годы, когда на Италийском полуострове именно лангобарды
представляли для византийцев главную опасность.
В этой связи следует отметить: быть может, противоречие между различными
лангобардскими источниками только кажущееся. Законы Айстульфа предусматривали
использование боевого лука. Однако иконографические и археологические
источники показывали воинов, вооруженных круглым щитом, шлемом, копьем
и коротким мечом. Лук вообще отсутствовал. Разрешить проблему можно, если
принять во внимание не только хронологическое, но и типологическое несоответствие
этих источников. Иконографические и археологические источники (в основном
находки из захоронений) имеют ярко выраженный культовый характер. Отсутствие
лука может означать, что это оружие не было в чести и считалось недостойным
украшать память воина, что, однако, отнюдь не исключает его применения
на практике. Необходимо также учитывать, что законы Айстульфа были обращены
к малоимущим слоям населения, для которых боевой лук являлся доступным
благодаря низкой стоимости. Быть может, законы фиксировали не практику
применения лука, а отражали намерение законодателя ввести это оружие в
обиход, правда неизвестно, насколько успешно.
Не следует забывать, что Запад в VIII в. обеспокоен аварской угрозой.
Авары усвоили урок туранских народов и стали народом лучников. «Туранский»
боевой лук, как можно предположить, был особенно тяжелым и дальнобойным
видом стрелкового оружия. Аварское влияние, с особой отчетливостью заметное
в военном искусстве Византии начиная со второй половины VI в., очевидно,
дало о себе знать на Западе несколько позднее и распространялось по направлениям
аварских набегов. Логично предположить, что каролингские рыцари в момент
франко-аварских войн (конец VIII — начало IX в.) также имели на вооружении
боевой лук. Ведь им нужно было давать отпор народу лучников. Само собой
разумеется, что лук, в особенности тяжелый, требующий немалой физической
силы и двух ничем не занятых рук, был мало подходящим оружием для закованных
в броню рыцарей. Однобокое развитие кавалерии на Западе неизбежно вело
к небрежению боевым луком.
В данном же случае нас интересует прежде всего распространение конного
боя среди «белокурых народов», переселившихся на Запад. Симптоматично,
что среди германцев позже других усвоили кавалерийское сражение франки
и саксы, которые не только были западными германцами («лесными германцами»,
не привыкшими к лошади), но и вели оседлый образ жизни вплоть до середины
VIII в. в местах, достаточно защищенных от новых варварских набегов.
В течение продолжительного времени кавалерия и пехота не были дифференцированы
в такой мере, как в более позднюю эпоху. Нам уже приходилось говорить
о религиозно-символической роли лошади у германцев, являвшейся скорее
знаком харизматических и командных функций, чем средством ведения боя.
К тому же высокая стоимость лошади приводила к положению, при котором
мало кто мог позволить себе ее приобрести. Лошадь применялась чаще для
парадов, чем для войны. Обычай передвигаться верхом и сходить с боевого
коня во время сражения объяснялся не только тактическими и техническими
соображениями, но и элементарными экономическими обстоятельствами. Считалось
нецелесообразным рисковать жизнью столь благородного и дорогого животного.
Если не принимать в расчет большую длину и прочность копья конного воина,
оружие и в кавалерии и в пехоте было, по сути дела, одним и тем же. Различие
между тяжелой и легкой кавалерией, обнаруживаемое в регулярных и дисциплинированных
византийских войсках, гораздо менее выражено в романо-германском мире,
где было принято вооружаться полностью за свой собственный счет, а какие-либо
государственные субсидии на вооружение отсутствовали. Поэтому самые дорогие
предметы экипировки (например, кольчуга) были достоянием немногих. Конный
воин, а точнее, воин, имевший коня, но отнюдь не всегда применявший его
по назначению, по-разному выглядел у разных народов и у разных слоев одного
и того же народа. Он относительно легко вооружен. От воинов легкой византийской
кавалерии западный конный воин отличался прежде всего тем, что, как правило,
у него не было боевого лука.
Учитывая этот факт, общий разговор о вооружении романо-варварских воинов
следует предварить рассмотрением более частного вопроса, в центре которого
конь и рыцарь. Что касается оружия, то мы хорошо информированы благодаря
археологическим источникам. Правда, исключение здесь составляют готы,
у которых не было принято хоронить воина вместе с оружием. Погребения
с оружием вошли в практику только с VI в.
Мы достаточно хорошо информированы и относительно истории меча, в частности
«длинного меча» — spatha, являвшегося типичным оружием эпохи Великого
переселения народов. Наряду с мечом также и другие виды оружия, как наступательные,
так и оборонительные, развились в эпоху раннего средневековья. Бургунды
и аламанны овладели вершинами мастерства в кузнечном деле. До VIII в.
центром производства высококачественных изделий был Норик, унаследовавший
древнюю кельтскую традицию. Начиная с VIII — IX вв. кузнечное дело получает
особенное развитие в Рейнской области. В связи с перемещением промышленных
центров происходит и миграция специалистов из Норика на берега Рейна по
Дунайской долине. Первоначально речь шла о целых общинах, специализировавшихся
на добыче и обработке железа. Однако еще накануне VI в. уже можно констатировать
увеличение производства при одновременном рассредоточении производственных
центров. Этот факт наводит на мысль о том, что древний способ племенного
производства по какой-то причине, быть может под воздействием Великого
переселения народов, как бы «взорвался» изнутри.
Насчет оружия, несмотря на отсутствие готских находок, мы имеем хорошую
осведомленность благодаря франкским, аламаннским и лангобардским некрополям.
Осенью 554 г., когда франко-аламаннские войска под водительством аламаннского
вождя Бутилина, союзника готов, столкнулись под Капуей с византийцами
Нарсеса, получившими поддержку со стороны лангобардов, франки и аламанны
еще были легко вооружены, особенно это касается оборонительного оружия.
У них не было ни лат, ни шлемов. В этом отношении они все хранили верность
традиции западных германцев. Их вооружение состояло из меча, щита, пращи,
топора. Однако благодаря контактам с народами всадниками и лучниками их
оружие вскоре изменилось. Помимо длинного меча, в обиход входит скрамасакс,
который можно идентифицировать с semispathium византийцев — своего рода
огромным тесаком с прямым, заточенным с одной стороны клинком, длиной
30—40 см. Со временем он удлинился, и появились две основные его разновидности:
Langsax, длиной до 80см, и более часто встречающийся Kurzsax, длиной 40—60
см.
Постепенное удлинение клинка, вероятно, объяснимо более частым использованием
тесака конными воинами. Короткие мечи, о которых говорилось у Тацита,
очевидно, были оружием пехоты. Все восемь скрамасаксов, найденных в долине
Луары, согласно металлографическому анализу, были изготовлены из высококачественного
металла.
Первые известные нам скрамасаксы были найдены в погребениях, относящихся
к эпохе Великого переселения V в. Langsax получил распространение в войсках
Аттилы. Начиная с VI в. он появляется у готов и у франков. Это типичное
сабельное оружие, способное наносить ужасные раны. Как его форма, так
и односторонняя заточка клинка указывают на то, что это оружие не только
было в обиходе народов-всадников, но и использовалось конными воинами.
Подобное различие не должно показаться странным в свете сказанного нами
насчет отношении, сложившихся между кавалерией и пехотой, и обычая западных
германцев передвигаться верхом, но вести сражение пешим строем. Однако
восточногерманское происхождение скрамасакса, о чем свидетельствует его
форма, указывает на то, что это оружие использовалось в кавалерии. Но
не в пользу данного утверждения сами размеры оружия. Для сабельного оружия
клинок длиной около полуметра недостаточно эффективен. Кроме того, чтобы
сообщить наибольшую силу удару, конный воин должен был иметь точку опоры
для всего тела, то есть опираться на стремена, которые на Западе появились,
согласно общепринятому сегодня мнению, не раньше VIII в. Это, правда,
не может не вызывать удивления. И соблазн опровергнуть его исключительно
велик. Как бы то ни было, но не исключена возможность, что, вероятно,
у стремени была какая-то замена, например особая техника верховой езды.
Даже если допустить, что стремя на Западе было неизвестно вплоть до столь
позднего времени, то неужели из этого следует делать вывод, что вообще
отсутствовали какие-либо аналогичные приспособления? Отметим только, что
скрамасакс по своим размерам вполне подходил для конного воина, участвующего
в кавалеристском сражении. Против пехоты такое оружие не годилось, здесь
нужна была длинная сабля, при помощи которой конный воин мог обрушивать
на пехотинцев мощные удары, не рискуя при этом потерять равновесие и вывалиться
из седла. Тем не менее, подчеркнем еще раз, вопрос об аналогичных стремени
приспособлениях остается открытым. Без стремени никакое оружие, колющее
или сабельное, не могло сколько-нибудь эффективно применяться конным воином.
В одном из исследований, опубликованных в 1931 г. и посвященных аламаннским
некрополям Вюртемберга, было высказано предположение, что различные виды
оружия, найденные в погребениях, соответствуют рангу покойника. Иными
словами, свободных граждан хоронили с мечом или скрамасаксом, полусвободных
— с копьем, стрелами или топором, несвободных же — без оружия. Аналогичный
обычай был распространен и среди лангобардов. Если учесть, что свободный
гражданин — тот же воин, а оружие — символ, условие и гарантия его свободы,
то подобная «табель о рангах» вряд ли может показаться чем-то странным.
Тем более что среди германцев была распространена своего рода этическая
классификация оружия, в которой, например, лук занимал одно из самых последних
мест. Павел Диакон рассказывает, что стрелой наносилась ритуальная рана
рабу, получившему свободу. Может быть, этот ритуал каким-то образом связан
с низкой репутацией боевого лука и стрелы? Проще, однако, предположить,
что «ритуальная рана» знаменовала переход из одного состояния в другое,
вроде того, который происходит при вступлении юноши в общество свободных
воинов. Не имеем ли мы здесь дело с одним из первых прецедентов рыцарского
шрама?
Мы считаем, что ритуал освобождения посредством раны имеет мифологические
корни, связанные с легендой о смерти Одина. Как бы то ни было, предположение
о соответствии вида оружия рангу захороненного воина до сих пор сохраняет
свою принципиальную ценность. Сегодня можно утверждать, что среди западных
германцев, более чувствительных, чем восточные германцы, к социальным
различиям и нюансам, существовала особая иерархическая связь между тем
или иным способом участия в сражении и что, следовательно, применению
того или иного вида оружия, той или иной техники соответствовал тот или
иной социальный статус. Причем различия были обусловлены не только экономическими
обстоятельствами, например более высокой стоимостью одного вида оружия
по сравнению с другим, то есть его большей или меньшей доступностью, но
и социально-этической его значимостью.
Сабля и скрамасакс ценились выше и стоили дороже хотя бы по той простой
причине, что на их изготовление шло большее количество железа, обрабатывавшегося
с огромными трудностями и большим мастерством.
По сравнению с ними копье, даже несмотря на тот факт, что, например, у
лангобардов оно являлось королевским символом, ценилось не так высоко
и стоило намного дешевле. Для изготовления копья нужно было совсем немного
железа. Копье применялось как в кавалерии, так и пехоте. Двуручное копье
сарматского происхождения, очевидно, пользовалось некоторой популярностью
у лангобардов, аламаннов и, быть может, франков. И в данном случае аламанны
сыграли роль соединительного звена между восточногерманскими, более близкими
степной культуре обычаями, и франками. Долина Рейна, как показывают франко-аламаннские
находки, являлась самым настоящим горнилом культуры. Однако двуручное
копье было тяжелым, неудобным и даже опасным для сидящего в седле воина
оружием. Манипулируя таким копьем, он не был в состоянии защитить себя
щитом. Среди многочисленных находок франко-меровингского оружия, относящегося
к V — VIII вв., наконечники копий, пожалуй, самого низкого качества. Они
выкованы из чистого железа с низким содержанием углерода. Кузнечная работа
весьма грубая. Только в VIII—IX вв. можно встретить копья лучшего качества
с наконечниками из углеродистого металла, иногда даже из дамасской стали.
Несомненно, улучшение качества было связано с развитием кавалерии, давшей
высокую оценку этому виду оружия.
Гораздо меньшим престижем, должно быть, пользовался другой вид оружия
— ango, копьецо для броска, дротик, оканчивавшийся своеобразным гарпуном
или когтем. Он применялся в поединках либо забрасывался в гущу неприятельских
войск. Это самобытное франкское оружие, довольно-таки архаичное. Чтобы
выковать такой «коготь», нужно было совсем немного железа. Происхождение
«когтя», до- или протоисторическое, относится к той эпохе, когда германцы
не располагали значительными запасами железа и в отличие от кельтов к
тому же не умели его как следует обрабатывать. Уж не был ли этот «коготь»
родственником загадочной тацитовой фрамеи? Таким оружием было нетрудно
обезоружить врага. Несколько «когтей», пущенных в щит, приводили его в
негодность, заставляли воина отбросить его в сторону.
Только недоразумением можно объяснить, что боевой и «швырковый» топор
стали почему-то считаться франкским национальным оружием. На самом деле
топор имел распространение среди всех германцев, в особенности западных
(«лесных германцев»), которым, как предполагается, он служил орудием труда.
Правда, повсеместно за этим топором закрепилось название «франкского»
(francisca). Исидор Севильский, судя по всему неплохо разбиравшийся в
особенностях боевых топоров, называет его иногда франкским, иногда вестготским.
Более позднее и пользующееся успехом предположение, что francisca — это
обоюдоострый топор, очевидно, вызвано тем недоразумением, что Сидоний
Аполлинарий и Григорий Турский, исходя из поэтических соображений, именовали
его лабрисом. Археологические находки демонстрируют асимметричное топорище,
заточенное только с одной стороны. Только позднее, да и то не повсеместно,
на смену ему пришел действительно обоюдоострый топорик. Металлография
находок выявила обычную технику стратификации металлов с различной степенью
содержания углерода в сердцевине и со стороны лезвия. Ango и francisca
— оружие пехоты. Западные германцы и были пехотинцами. Несомненно, гораздо
характернее для эпохи Великого переселения народов длинный обоюдоострый
меч и скрамасакс, оружие Востока, оружие конных воинов.
Трудно установить, техническими или культурными причинами объясняется
слабая представленность боевого лука, как упрощенного типа в виде буквы
«D», так и сложносоставного, восточного происхождения. Тот факт, что ango
и francisca являются швырковым оружием, отчасти объясняет, быть может,
ограниченное применение лука по крайней мере до тех пор, как Европа столкнулась
с аварами, народом лучников. Однако подобное объяснение верно только отчасти.
Ведь необходимо учитывать и целый ряд исключений. Так, например, вестготы
славились своими отличными лучниками. Бургунды тоже не пренебрегали луком
и стрелами. Еще раз, как видим, на общем фоне выделяются «степные германцы».
Учитывая обилие находок из железа в германских некрополях V—VIII вв.,
а также контакты германцев с тяжелой кавалерией и тяжеловооруженной пехотой
современных им византийцев, сохранение легкой оборонительной экипировки
у германцев вряд ли можно объяснить иначе, чем вполне определенным выбором,
быть может, остаточным влиянием кельто-германской традиции — не отягощать
бойца излишним грузом. Видимо, тут сыграли известную роль технические
требования — подвижность, сохранение физической силы, которые затем могли
перейти и в культурную сферу — в чувство презрения к опасности, уверенности
в бессмертии. Франкское оборонительное вооружение накануне VIII в. состояло
практически только из целиком деревянного щита или щита, обшитого кожей,
с железной бляхой в центре — umbo. У прочих германцев также ограниченное
распространение имели шлемы и латы. Исключение, быть может, составляют
вандалы. Среди шлемов различного типа своего рода археологической загадкой
является «банденгеймский шлем», получивший свое название по имени эльзасской
деревушки. Ношение шлема было характерно для эпохи Великого переселения
народов. Его стрельчатая форма, сам материал—бронза, усиленная железом,—
указывают на персидское происхождение. Считается, что шлем был привезен
из района Каспия или Египта через Италию.
Итак, что касается вооружения, то германский конный и пеший воин друг
на друга похожи. Различия в применении некоторых видов оружия, в том числе
и в ритуальных целях, указывают на то, что ранг конного воина выше ранга
пехотинца. Однако мы слишком далеки от того, чтобы констатировать военное
превосходство кавалерии над пехотой. И все-таки кое-что уже изменилось
в кавалерии накануне второй четверти VIII в., когда произошли действительно
революционные сдвиги.
Столкновение позднеримского и романо-варварского общества со степными
конными воинами — сначала с гуннами, затем с аварами — привело в военном
плане к двум результатам. Во-первых, возникла необходимость интенсифицировать
организацию ведения войны силами кавалерии с тем, чтобы дать адекватный
отпор неприятелю. Во-вторых, следовало утяжелить оборонительное вооружение
таким образом, чтобы оно служило более эффективной защитой от стрел, так
как степные конные воины были еще и лучниками. Однако потребность в эффективной
кавалерии, скоростной и маневренной, способной к совершению быстрых ретирад
и преследований, вступала в противоречие с необходимостью снабдить конника
тяжелым оборонительным вооружением. Выдержать их вес могли лошади более
сильные и выносливые, чем те, которые имелись у них в распоряжении. Кроме
того, таким лошадям был необходим и соответствующий фураж. Да и скорость
их с увеличением веса резко шла на убыль. Отсюда сложная взаимосвязь между
изменениями в военной технике и в металлургии, прогресс в которой приводил
к улучшениям как наступательного, так и оборонительного вооружения, с
одной стороны, земледелием, от которого требовалось качественное и количественное
улучшение производства фуражных культур, и животноводством, призванным
решить селекционную задачу — создать такую породу, которая одновременно
обладала бы хорошими скоростными данными и выносливостью,— с другой.
1
2 3 4
5
|