|
|
|
|
Предыдущая Начало Следующая |
Елена Сизова
Фридрих II Гогенштауфен и его династия в зеркале литературы
стр. 13 |
В 1227 г. император в первый раз попал под отлучение своего бывшего воспитателя папы Григория IX (1227-1241), и Вальтер попытался защитить покровителя, обращаясь к владыке церкви:
…
Господин папа, я не боюсь за себя,
За свою душу, за ее здоровье,
Так как остаюсь послушным вам.
Мы слышали, как вы повелели христианам заботиться об императоре,
Называть его господином и преклонять перед ним колена;
Вы сообщили ему тогда благословение Господне.
Ведь невозможно же предположить,
Что вы позабыли об этом.
Вы говорили тогда, обращаясь к императору:
«Кто благословляет тебя, да будет и сам благословен!
Кто проклянет тебя,
Да постигнет и его самое сильное проклятие!»
Подумайте же, во что вы ставите духовную честь?
Не оставил он без призыва и Фридриха:
…
С веленьем божьим, как посол,
К вам, император, я пришел;
Земли владыка! Вас владыка всей вселенной
Как своего наместника винит
В том, что язычник вас теснит,
Глумясь над господом в его стране священной.
За право божье в бой, скорее в бой!
Не вы ль Христа и бога щит!
И сыном божиим вам суждена награда:
С ним заключите договор святой,
Тогда он ваше право отстоит
Хоть перед чертом в безднах ада.
Тангейзер (ок. 1200-1270) происходил из Франконии и принадлежал к Австрийско-Баварскому роду баронов Тангузенов. Вращался при императорских дворах Апулии. Очень живописно описал эту «сладкую жизнь», позволив нам заглянуть в нее краем глаза. В 1228-1229 гг. вместе с Фридрихом II участвовал в шестом Крестовом походе:
…
Пою я песню королю и подступаю к трону.
_____
Как весел, кто несется вскачь
По апулийским нивам…
Уймись, душа, и зависть спрячь
К тем вольным и счастливым.
Поет охотничий рожок,
Ручей ласкает око…
И милый девичий кружок
Я вижу издалека.
По своему желанью я
Теперь расстался с вами:
Не сокола пускаю, не за лисой гонюсь,
Уже не я за ланью теперь скачу лесами,
Не я венок сплетаю и розою пленяюсь,
Не ты меня приветишь,
Зайдя со мной в траву,
В саду меня не встретишь
Средь юношей пригожих: я по морю плыву.
В старости Тангейзер разорился и жил в бедности:
…
Вот если б жил я при дворе, то пел бы непрестанно,
Но песни – те, что я пою, - одна другой известней.
Нет, старых песен королю петь ни за что не стану.
Быть может, при дворе меня обучат новой песне.
Фрейданк означает «вольнодумец». Это имя отождествляют со странствующим поэтом бюргерского происхождения из Швабии или Тироля, который тоже принимал участие в шестом крестовом походе в Палестину с Фридрихом II. Отстав от него в Акре Фрейданк в 1228-1229 гг. написал часть своей поэмы «Разумение». Стихи миннезингера, адресованные немецкому владыке, заставляют вспомнить его псевдоним:
…
Сидящий на престоле
Всегда окажется в беде,
Поскольку всюду и везде
Монархи правят худо!
И, стало быть, не чудо,
Что их наказывает рок
И настает отмщенья срок:
Вступает час расплаты
В дворцовые палаты.
Монарх! Господень чти завет:
Господне слово, божий свет
Не заслоняй собою –
Иль будешь бит судьбою!
Что власть, что хитрость, нрав крутой,
Когда – взгляни – комар простой
Кусает то и дело
Твое монаршье тело.
И ты не знаешь, как спастись
(Терпеньем надо б запастись).
…
В чем высший равенства закон?
Король и я – мы оба –
Добычей станем гроба.
По поводу папского интердикта Иерусалима Фрейданк высказался так:
…
Что может сделать император,
Если язычники и священники
Снова спорят без цели?
Здесь был бы бессилен сам Соломон.
После Альбигойских войн 1209-1244 гг., разоривших блистательные замки покровителей поэзии и куртуазии Лангедока, многие трубадуры бежали в Италию, Арагон и Кастилию. Известно около сорока имен провансальцев, побывавших в Ломбардии или переселившихся в нее, среди них: Фолькет де Романс (изв. в 1215-1233), Аймерик де Пегильян, Юк де Сент Сирк, Арнаут де Марейль, Гильем де ла Тор (изв. в 1216-1233), Гаусельм Файдит, Арнаут Каталан (изв. в 1219-1253) и др.
Трубадуры встречались с кондотьером Эццелино III да Романо, владевшего замками между Вероной и Падуей. В 1220-ые годы он правил Виченцой и Падуей, Вероной в 1226-1233 гг.: «У мессера Аццолино был рассказчик, для того чтобы в длинные зимние ночи коротать время» (новелла XXX «Повествующая об одном рассказчике мессера Аццолино» в сборнике «Новеллино»). Жестокость этого кондотьера стала примером для итальянских тиранов Возрождения: он, без колебаний, убивал врагов (в Падуе в один день были убиты десять тысяч человек), конфисковывал имущество, разрушал дома. При малейшем подозрении в заговоре применял пытки, бросал в тюрьмы.
По преданию, его матери приснилось, будто она родила горящий факел, сжегший всю Тревизанскую марку:
…
В Италии, растленной и лукавой,
Есть область от Риальто до вершин,
Нистекших Брентой и нистекших Пьявой;
И там есть невысокий холм один,
Откуда факел снизошел, грозою
Кругом бушуя по лицу равнин.
Пер. М. Лозинского. Рай. Песнь IX, 25-30
«Человек должен на собственный риск и страх вести борьбу за существование. Нет ничего удивительного, что в нем вспыхивают и разгораются страсти, которых раньше не было заметно, что учащаются преступления и насилия, что сила становится главным божеством, а успех – моментом, все оправдывающим. Понятия о нравственности и добродетели сильно изменяются. Люди, подобные Эццелино да Романо, вызывают скорее страх и ужас, чем осуждение» (А.К. Дживелегов).
|
|
|
|
Хроники описывают его мужчиной маленького роста, невзрачного. Тем не менее, благодаря его заразительному личному мужеству и военной помощи была одержана победа над гвельфами при Кортенуово в 1237 г. Благодарный император 22 мая 1238 г. в веронской базилике Сан Дзено выдал за него свою побочную дочь Сельваджию (1223-1245), ее матерью была кузина Бьянки Ланчия. Вместе с Эццелино в звании главного императорского викария, они продолжали в 1239-1250 гг., бороться против городов, стоявших на стороне папы:
…
Кентавр сказал: «Здесь не один тиран,
Который жаждал золота и крови:
Все, кто насильем осквернил свой сан.
…
Вот этот, с черной шерстью, – пресловутый
Граф Адзолино».
Пер. М. Лозинского. Ад. Песнь XII, 106-116
Его младший брат Альбериго II да Романо, тоже кондотьер, владелец марки Тревизо, подеста Виченцы и Тревизо в 1227 и 1240-1257 гг., как провансальский стихотворец дружил с Сорделло и знал Юка де Сент Сирка. Вместе с Симоном Дория написал тенсону, где есть упоминание об императоре. Он и его семья сполна заплатили за кровожадность Эццелино Грозного: 26 августа 1260 г., когда они сдались после осады их родового замка Сан Зено гвельфскими войсками Венеции, Виченцы, Падуи и Тренто, его пятерых сыновей, еще детей, буквально разорвали на куски. Жену и трех дочерей голыми заковали в цепи, провели по улицам, а потом сожгли. Шестидесятичетырехлетнего Альбериго, свидетеля этой бойни, пытали раскаленным железом, затем, привязав к хвосту лошади, протащили по Тревизо.
Пейре Раймон ло Про (ок.1229) из Тулузы «воевал в Сирии купно с императором Фридрихом противу неверных и сочинил тогда много прекрасных песен. …Наипаче процвел он при вышеупомянутом императоре Фридрихе II. …Он красно говорит, что благословенны были время, год, месяц и день, когда сердце его воспылало любовью к очам той, которая столь совершенна красотою и добродетелями. …Сему пииту подражал во многих местах Петрарка» (Жан де Нострдам).
Элиас де Барджольс (изв. в 1191–1230) из Аженэ в 1225-1228 гг. писал песни, полные похвал Фридриху – сюзерену Блакациуса III и Раймона Беренгьера IV (1195-1245), графа Прованса и Форсальквер с 1219 г., племянника Констанц Арагонской. Некогда Альфонс II Прованский дал жонглеру «жену и земли в Барджольсе», а когда покровитель в 1209 г. умер «полюбил эн Элиас графиню, вдову его, по имени мадонна Гарсенда, и пока была она жива, слагал в ее честь добрые и прекрасные кансоны» (Жан де Нострдам).
Жоанэ де Обюссон (Жан, Иоанн, изв. в 1200-1229) гибеллинский трубадур из Оверни в прении с Николет описал императора как повелителя четырех элементов: воздуха, земли, огня и воды, которыми он повелевает в борьбе с врагами из Ломбардской Лиги.
Аймерик де Пегильян, Гильем Ожье Новелла, Гильем Фигейра, Жоанэ де Обюссон, Пейре Гильем де Люзерна из Пьемонта и Юк де Сент Сирк лично общались с Фридрихом II.
Мы находим строки, посвященные «императору и королю» в творчестве Понса Капьдюэль в 1213, Гильема Раймона, Элиаса Кайрель в 1220, Обса (Обиццо) де Бигули на коронацию в 1220, Пейроля, Гаусберта де Пойсибот, Фолькета да Романс в 1226-1228, Гормонды де Монпелье (изв. в 1226-1229), Пейре Бремона Нового Богача (изв. в 1230-1242) в 1237, Гильема Монтаньаголь (изв. в 1233-1268) в 1242-1250 и Лафранка Сигала (изв. в 1235-1257) в 1244-1245 гг.
Приближая к себе трубадуров, император имел в виду не только литературные, но и политические цели: ему было выгодно поддерживать врагов папы Римского. |
|
Предыдущая Начало Следующая |
Оглавление темы |
|
|
|
|
|
| | |