Исключение составляли лишь обители, созданные на месте захоронения особенно популярных святых, как правило, епископов соответствующих городов (Сен-Мартен в Туре, Сен-Жермен в Оксере, Сент-Илэр в Пуатье, Сен-Реми в Реймсе, Санкт-Арнульф в Меце и др.). Такие монастыри получали всевозможные королевские привилегии, в частности освобождавшие их от власти местных епископов и закреплявшие за ними особый правовой статус королевского или имперского аббатства, подчиненного непосредственно монарху и находящегося под его покровительством. Исследователи ранней городской истории подчеркивают особую, иногда главенствующую, роль крупных городских монастырей Галлии в континуитете городов от античности к Средневековью. Вместе с тем, в историографии отмечается и своеобразный дуализм старой civitas и поселения, складывавшегося вокруг монастыря. Так, св. Мартин был похоронен на западной окраине Тура, где уже его преемник - епископ Брикциус (ум. в 444) выстроил первую капеллу в честь святого. На ее месте вскоре была сооружена базилика, вокруг которой сложился своеобразный город св. Мартина. Ко временам Григория Турского близ этой базилики, помимо собственно монастыря св. Мартина, существовало еще пять других монастырей, хоспиций, хозяйственные постройки. Монастырский центр, требовавший значительных ресурсов, притягивавший многочисленных паломников, нередко вдыхал затем новую жизнь в античную civitas. Средневековый Тур, как и многие подобные ему города, в конечном итоге сложился за счет сращивания двух этих поселений.
Известным своеобразием отличались городские монастыри в Англии. Английская церковь, созданная монахами-миссионерами из Рима, и, вместе с тем, на этапе своего становления испытавшая сильное влияние ирландского монашества, несла на себе, по крайней мере в раннее Средневековье, отчетливо выраженный отпечаток монашеской спиритуальности. Помимо крупных аббатств, основанных монахами-миссионерами в некоторых епископских городах, как, например, в Кентербери, при каждой епископской кафедре создавались также соборные монастыри, которые в отличие от континентальных городских обителей всегда занимали центральное положение в топографии города. К белому духовенству предъявлялись строгие аскетические требования, приближающие его к монашеству. Считалось, что и епископ, и соборный клир должны жить по-монашески в обособленной от мира общине. В результате деятельности англо-саксонских миссионеров на континенте, во Фрисландии, Тюрингии, Баварии и Саксонии, при основании епископств были образованы и соборные монастыри (Утрехт, Эрфурт, Вюрцбург, Регенсбург, Зальцбург, Фрайзинг, Мюнстер и др.). Их настоятелями являлись соответственно епископы городов. Неслучайно за многими кафедральными соборами в этих регионах, при которых еще в высокое средневековье продолжали существовать общины клира во главе с епископом, закрепилось название monasterium, Münster. Вместе с тем, эти общины лишь по названию могут быть отнесены к монастырям в собственном смысле слова, - скорее они приближаются к распространившимся особенно со второй половины XI в. формам киновийной организации белого духовенства.
Монастыри в городе образовывали замкнутое в правовом отношении пространство, отразившееся и в топографии. Еще сегодня в планировке городов можно заметить следы различных иммунитетных округов, существовавших в Средние века вокруг собора, некоторых церквей и монастырей. В ряде случаев сохранились и стены, отделявшие их от остального города. Монастыри были исключены из сферы деятельности городского права, регулирующего, собственно, жизнь бюргерства, и находились либо под защитой епископа, либо светского сеньора города, либо короля на основании привилегий покровительства и иммунитета. Особое право распространялось также на familia монастыря, т.е. всех зависимых от него лиц, живших в городе: ремесленников, торговцев, крестьян или министериалов. Освобождение их от цензов и личной зависимости, интеграция в бюргерство, происходили в течение XII в. постепенно и не безболезненно. Острые конфликты возникали и в связи с правовой обособленностью бенедиктинских монастырей в городе. Однако, в Средние века попытки инкорпорировать такие аббатства в городскую общину в целом не увенчались успехом.
МОНАСТЫРСКИЙ ГОРОД
Исследования последних десятилетий ввели в научный обиход понятие "монастырский город". Под ним подразумевается город, ядром которого, ведущей градообразующей силой, доминантой топографии, а также сеньором являлся тот или иной крупный монастырь. К числу монастырских городов следует относить и те, в которых аббатство, игравшее существенную роль в развитии городского поселения, являлось лишь одним из сеньоров города или позднее утратило свои права - обычно через институт фогтства - в пользу территориального правителя (Санкт-Вааст, Нивелле, Жамблу, Зигбург и др.).
Э. Эннен, уделявшая много внимания разработке типологии средневекового города, не склонна причислять к монастырским городам те поселения, которые, хотя и возникли вокруг крупных обителей, в большей степени были обязаны своим процветанием не аббатству как таковому, но реликвиям притягивавшим к себе многочисленных паломников (Wallfahrtsstadt). Таков, например, Сен-Жиль в Нарбонской Галлии. Импульс градообразования исходил в данном случае не столько от аббатства св. Эгидия,