Агильберта в Жуарре, Франция (ок. 680 г.),
изображающего Христа и воскрешение мертвых, — Арьес
делает далеко идущий вывод о том, что в Раннее Средневековье якобы еще не
существовало идеи
посмертного воздаяния; как он утверждает. Страшный суд здесь не изображен.
Убедительность аргумента ex silentio сама по
себе сомнительна. По существу же необходимо сказать:
Арьес дал весьма спорную, чтобы не сказать ошибочную, трактовку рельефа на
саркофаге Агильберта.
Здесь изображен именно Страшный суд: вокруг Христа стоят не евангелисты, как
предположил Арьес,
а воскресшие из мертвых — по правую Его руку избранники, по левую —
проклятые[11]. Сцена
Страшного суда на этом рельефе — отнюдь не единственная из числа относящихся к
раннему периоду
Средневековья. Традиция изображений суда восходит к IV в., но если в
позднеантичное время
Страшный суд интерпретировался в иконографии аллегорически и символически
("отделение овец от
козлищ", причем праведников и грешников изображали в виде этих животных,
разделяемых пастырем
на чистых и нечистых), то в начале Средневековья картина резко меняется:
сюжетом ее становится
именно суд Христа над восставшими из мертвых, и особое внимание художники
уделяют трактовке
наказаний, которым подвергаются осужденные.
Период, от которого сохранилось большинство
иконографических свидетельств такого рода, — период
Каролингов. IX в. датируются фреска в церкви Мюстайр (Швейцария) — «Лондонская
резьба по
слоновой кости», «Штутгартская псалтирь» и самый знаменитый из памятников,
повествующих о
борьбе добра со злом и завершающем ее суде, — «Утрехтская псалтирь». Эта
изобразительная
традиция продолжается и в X — XI вв. («Бамбергский апокалипсис», «Сборник
отрывков из Библии»
Генриха II и др.). Таким образом, вопреки утверждению Арьеса, идея посмертного
воздаяния,
возвещенная евангелиями, не была забыта в искусстве Раннего Средневековья. Это
во-первых.
Во-вторых, в тот самый период, к которому
относится рельеф на саркофаге Агильберта,
среднелатинская литература тоже дает целую серию картин Страшного суда. Особого
интереса
заслуживает то, что изображается в этих текстах не столько грядущий суд над
родом человеческим «в
конце времен», сколько индивидуальный суд, который вершится в момент кончины
грешника либо
незамедлительно после нее. Странный, чтобы не сказать произвольный, отбор
источников Арьесом
привел к тому, что он игнорирует проповедь, нравоучительные «примеры»,
агиографию и, что
особенно удивительно, многочисленные повествования о хождениях душ умерших по
загробному
миру, о видениях его теми, кто умер лишь на время и возвратился затем к жизни,
дабы поведать
окружающим о наградах и карах, ожидающих каждого на том свете Согласно этой
расхожей
литературе, хорошо известной уже в VI-VIII вв., в мире ином отнюдь не царит сон
— в одних его
отсеках пылает адское пламя и бесы мучают грешников, а в других святые
наслаждаются лицезрением
Творца.
Но тем самым рушится и следующее звено в цепи
построений Арьеса — о том, что представление о
коллективном суде примерно в XV в. якобы вытесняется представлением о суде над
индивидом.
Действительно, если довольствоваться исключительно памятниками изобразительного
искусства, то
гравюры со сценами, где человек умирает в присутствии Христа, Богоматери и
святых, с одной
стороны, и демонов, с другой, появляются впервые лишь в конце Средневековья. Но
что это
доказывает? Видимо, только то, что ограничиваться одним иконографическим рядом
при изучении
ментальности столь же рискованно, как и игнорировать его. Необходимо
сопоставление разных
категорий источников, понимаемых при этом, разумеется, в их специфике. И тогда
выясняется, что
сцены, изображенные на гравюрах XV в., во многом и главном совпадают со сценами
из видений
потустороннего мира, упоминаемых Григорием Великим, Григорием Турским,
Бонифацием, Бэдой
Почтенным и другими церковными авторами VI—VIII вв. Суд коллективный над родом
людским и суд
индивидуальный над душою отдельного умирающего странным и непонятным для нас
образом
сосуществуют в сознании судей Средневековья. Это парадокс, но парадокс, с
которым необходимо
считаться всякому, кто хочет понять специфику средневековой ментальности!
Арьес же, выступающий в роли смелого новатора
в постановке проблемы смерти, в трактовке
занимающего нас вопроса идет проторенным путем эволюционизма: поначалу —
«отсутствие
индивидуального отношения к смерти», затем его «индивидуализация»,
обусловленная возросшим
«бухгалтерским духом» людей конца Средневековья... Дело доходит до того, что
когда последователь
Арьеса рассматривает лист гравюры XV в. с двумя изображениями суда над душой —
с одной
стороны. Страшного суда, вершимого Христом с помощью архангела, который
взвешивает на весах
души умерших, и, с другой стороны, тяжбы между ангелами и бесами из-за души
умирающего, — то