Затем умирающий вверяет Богу тех из живых,
кто ему дорог. «Бог да благословит Карла и милую
Францию и прежде всего моего товарища Роланда», — взывает в свой последний час
Оливье. Король
Бан поручает Богу свою жену: «Дай совет лишенной совета». Не было ли в самом
деле худшим
несчастьем остаться без доброго совета, чем остаться одной? Божьему попечению
вверяет король и
своего сына, юного сироту: «Ты единственный можешь поддержать тех, у кого нет
отца».
В артуровском цикле появляется даже то, что
станет позднее одним из основных мотивов в
завещаниях: выбор погребения. Ни Роланд, ни его товарищи не придают этому
никакого значения. Но
Говэн говорит королю Артуру так: «Сир, прошу вас приказать похоронить меня в
церкви св. Стефана
Камелотского, рядом с моими братьями...»
Покончив с земными делами, умирающий вручает
свою душу Богу. В «Песни о Роланде» последняя
молитва состоит из двух частей. Первая — покаяние. Роланд кается перед Богом во
всех своих грехах,
больших и малых, совершенных им со дня рождения и до последнего покаяния. Также
и архиепископ
Турпин кается в грехах и, воздев руки к небу, молит Бога даровать ему рай.
Вторая часть последней молитвы — предание
души Богу. Это очень старая молитва еще
первоначальной церкви, прошедшая через много веков. Мы узнаем ее в сокращенной
форме в словах
Роланда: Да ниспошлет прощение мне Вог, Мне, кто грешил и в малом и в большом
Со дня, когда я
был на свет рожден, По» тот, для меня последний, бой.
Король Бан, обращаясь к Богу, молит спасти
его душу, которую сам Бог в него вложил. В романах о
рыцарях Круглого стола распоряжения, касающиеся живых и выбора погребения,
изложены более
точно, чем в «Песни о Роланде», напротив, молитвы приводятся намного реже. Все
ограничивается
общими указаниями: он исповедал свои грехи монаху, причастился. Примечательно,
что никогда не
говорится о последнем помазании — о соборовании: оно совершалось лишь в
отношении духовных
лиц. Не упоминается также и о какой-либо особой молитве Божьей Матери,
соответствующей более
позднему «Аве Мария».
Все эти действия, совершаемые умирающим после
того, как он ложится лицом к небу, с руками,
скрещенными на груди, носят ритуальный, церемониальный характер. В них можно
распознать
разновидность того, что под воздействием церкви станет средневековым
завещанием: исповедание
веры, покаяние, прощание с живыми и благочестивые распоряжения, относящиеся к
ним, предание
своей души Богу, выбор погребения.
Когда произнесена последняя молитва,
человеку, лежащему на смертном одре, остается только
ожидать конца, и у смерти уже нет больше никаких причин медлить. Считалось, что
человеческая воля
может еще выиграть у нее какое-то время для отсрочки. Так, Тристан пытался
удержать жизнь, чтобы
дать Изольде время прийти к нему. Когда он вынужден был проститься с этой
надеждой, то перестал
сопротивляться и отдал свою душу Богу. Оливье держался столько, сколько нужно
было, чтобы
завершить свою последнюю молитву. С окончанием молитвы смерть наступила
мгновенно. Если же
случалось так, что она запаздывала, умирающий ожидал ее в молчании и с миром
живых уже больше
не общался.
Публичность
Интимная простота смерти — одна из двух ее
необходимых характеристик. Другая — это публичность,
и она сохранялась вплоть до конца XIX в. Умирающий должен быть в центре,
посреди собравшихся
людей. Госпожа де Монтеспан, современница Людовика XIV, не так боялась самой
смерти, как боялась
умереть в одиночестве. Герцог Сен-Симон в своих «Мемуарах» рассказывает: «Она
спала с
раздвинутыми занавесками алькова, со множеством свечей в комнате, с дежурившими
вокруг ее
постели служанками, которых она, просыпаясь, всегда хотела видеть болтающими
или
закусывающими, дабы она могла быть спокойна, что они не заснут». Но когда 27
мая 1707 г. она