Таким образом, в XII в. утвердилась новая
иконография, которая накладывала евангельскую
концепцию Страшного суда на апокалиптическую концепцию конца времен, связывала
одну с другой.
В XIII в. идея Страшного суда почти полностью вытеснила идею второго пришествия
Христа. С этого
времени перед нашими глазами разворачиваются на камне сцены судебного
заседания: судья Христос
на троне окружен ангелами со знаменами в руках — символом судебной власти.
Овал, ранее
отделявший изображение Христа от других фигур, исчез. Иногда рядом с
Христом-судьей стоит его
свита — двенадцать апостолов.
Особое значение приобретают две судебные
процедуры. Одна из них — взвешивание душ, обычно
изображаемое в центре композиции. Ангелы, глядящие с облаков на это действо,
выражают волнение и
тревогу, связанные с этим решающим актом небесного правосудия. Нет больше и
речи о том, чтобы
мертвые, избежав испытания, сразу восходили к жизни вечной. Значение судебного
разбирательства в
определении их судьбы еще более подчеркнуто тем, что в некоторых композициях
праведники
отделяются от грешников не только при помощи весов архангела Михаила. Как если
бы скульпторам
показалось, что этого недостаточно, в другом месте композиции архангел Гавриил
своим мечом еще
раз отсекает избранных от проклятых.
Однако не всегда взвешивание на весах
предрешает судьбу. Мы видим вмешательство небесных
заступников, играющих роль, не предусмотренную в тексте евангелиста Матфея: они
молят
Верховного Судью явить милость. Христос здесь в такой же мере милосердный
Судья, прощающий
виновного, как и грозный Судья, карающий грешника. В роли заступников выступают
обычно Мать
Судьи и Его ученик, стоявший в день Его распятия у подножия креста. Впервые
Святая Дева и св.
Иоанн Евангелист появляются в сцене судилища на портале романского собора
Сен-Лазар в Отэне
(XII в.), в верхней части тимпана, с обеих сторон от большого ореола,
окружающего Христа на троне.
В Отэне эти фигуры еще как бы остаются в
тени, но начиная с XIII в. они стали главными
действующими лицами, не менее важными, чем сам архангел Михаил с весами в
руках. Святая Дева и
Иоанн Евангелист изображаются стоящими на коленях, с руками, сложенными в
умоляющем жесте и
обращенными к Христу.
Вновь сойдя с небес на землю, Христос
уподобляется, таким образом, средневековому королю,
восседающему в своей судебной курии и творящему правосудие. Такое уподобление
нисколько не
ослабляло в глазах современников величия Христа, ибо осуществление правосудия
воспринималось
как проявление могущества и власти в самом чистом виде, а образ судебной курии
был символом
величия. Воплощение эсхатологических мотивов в образе судебного заседания
поражает лишь нас
сегодняшних, ставших столь безразличными, полными скепсиса в отношении
правосудия и судебной
магистратуры. Значение, придаваемое правосудию в повседневной жизни и в
стихийной морали
общества, есть один из психологических факторов, разделяющих и
противопоставляющих старый,
архаичный менталитет наших предков и наш современный менталитет.
Эта чувствительность к понятию и проявлениям
правосудия восходит к XI-XII вв. и сохраняется до
конца XVIII в. Человеческая жизнь выступала как длительная процедура, каждый
элемент которой
санкционирован юридическим актом. Сами институты публичной власти строились по
модели
судебных курий, полицейская и финансовая администрация были организованы как
трибунал с
председателем, советниками, прокурором и секретарем. Существовала также связь
между этой
юстициальной концепцией мира и новым пониманием жизни как биографии. Каждый
момент жизни
будет когда-нибудь взвешен в торжественном судебном заседании, в присутствии
всех
могущественных сил неба и ада. Взвешивание человеческой души на весах поручено
архангелу
Михаилу, который поэтому стал в скором времени популярным покровителем умерших:
надо было
торопиться заручиться его благосклонностью. Его молили за души усопших: «Да
введет он их в святой
свет».
Но откуда узнает небесный Суд о тех деяниях,
которые он должен оценить? Они занесены в книгу
другим ангелом, выступающим отчасти как секретарь суда, отчасти как счетовод.
Символ книги появляется в Священном писании
рано, уже в видении пророка Даниила: «И восстанет в
то время Михаил, князь великий... и наступит время тяжкое, какого не бывало с
тех пор, как
существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все,
которые найдены
будут записанными в книге». О той же таинственной книге говорится и в
«Апокалипсисе»: «И видел я
в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную
семью печатями».