ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 78

биографии слилось с любовью к жизни. Смерть была теперь не только завершением бытия, но и
расставанием с тем, что человек имел.

Вид смерти отравлял радость обладания и пользования вещами. Смерть перестала быть итогом,
подведением счетов, судом или блаженным сном. Она стала гниением и разложением, смертью
физической, страданием. Нищенствующие проповедники, разделяя чувства своих современников,
пытались воспользоваться ими в религиозных целях, поэтому религиозный образ смерти в проповедях
монахов XIV-XV вв. изменился. Смерть уже не была возвышенной и спиритуальной смертью Иисуса,
распятого на кресте и поправшего своей крестной кончиной смерть, терзающую мир в силу
первородного греха. Смерть предстала сознанию людей «второго Средневековья» как само
кровоточащее тело Христа, свисающее в последней муке с креста, предстала как снятие безжизненного
тела и его оплакивание, как смерть физическая, болезненное расставание с миром и всеобщее
разложение и бренность. Именно в этих представлениях черпало вдохновение искусство macabre.

И в религиозных воззрениях, и в естественных человеческих реакциях средневековое общество
соскользнуло от смерти как осознания и сгущения жизни как таковой к смерти как осознанию и
отчаянной любви к именно этой, здешней, земной жизни, теряемой безвозвратно. Движение к новому
отношению между смертью и индивидуальностью человеческого существования протекало медленно
начиная с XII в. и достигло своего наивысшего развития в XV в., в эпоху расцвета macabre.

Глава 4. Гарантии для потустороннего мира

Архаические ритуалы

Прежде чем вступить в битву с неверными, Роланд и его товарищи получили от архиепископа
отпущение грехов в форме благословения: Турпином им отпущены грехи, Он их святым крестом
благословил.

Это прижизненное отпущение и благословение было не последним. После кровавого разгрома в
Ронсевальском ущелье Карл Великий со своей армией прибыл на место сражения, рыцари сошли с
коней и стали хоронить останки павших друзей. Погребение также сопровождалось отпущением
грехов и благословением погибших. Обе церемонии — при жизни героев и после их смерти — описаны
одинаково, как если бы в глазах эпического поэта речь шла об одном и том же ритуале. Позднее
французский язык разведет два этих акта: словом absolution будут обозначать отпущение грехов и
благословение, которые человек получает при жизни, а словом absoute — тот же ритуал, совершаемый
посмертно. Заметим, что в обиходном языке XV—XVIII вв., например в языке завещаний, последнее
слово не встречается, оставаясь вплоть до XIX в. принадлежностью языка «ученого», церковного.

Церемониал absoute хорошо описан в сцене похорон Роланда и Оливье. Он включал в себя отпущение
грехов и благословение умершего епископом или священником от имени Бога и курение фимиама и
иных благовоний над телом!.

Это же древнейшее описание мы находим без существенных изменений в более поздних
иконографических сценах: успение Святой Девы и положение во гроб святых. В первом случае
церемония совершается при жизни, во втором после смерти. Сцена успения Божьей Матери получает
распространение в иконографии с конца Средневековья. Святая Дева лежит на смертном одре со
свечой в руке — обычай более поздний, о котором в старых текстах нет никаких упоминаний. Постель
умирающей обступает привычная толпа, где апостолы олицетворяют духовенство. Один из них читает
или распевает по книге некие священные тексты, другой несет кропильницу и кропило, третий
курильницу. Над умирающей читают псалмы, ей отпускают грехи, ее окропляют святой водой и
осеняют крестным знамением. Окуривают ли благовониями еще при жизни или курильницу принесли,
чтобы возжечь ее сразу, как только душа покинет измученное тело, остается неясным.

Сцена положения святых во гроб появляется в иконографии намного раньше, чем успение Богоматери,
например в церкви Сент-Илэр в Пуатье. Во всех этих сценах мы видим саркофаг, стоящий на земле или

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости