Иконография деяний милосердия основывалась на
притче о Страшном суде в Евангелии от Матфея —
главном, как мы видели, источнике эсхатологии «второго Средневековья». «Когда
же приидет Сын
Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле
славы Своей, и
соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет
овец от козлов. И
поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь
тем, которые по
правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство,
уготованное вам от
создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был
странником, и вы
приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в
темнице был, и вы
пришли ко Мне».
Первые изображения Страшного суда обходят
молчанием эту волнующую сцену, настолько
иконография была захвачена великим дыханием конца времен. Только братства
выделят эту тему в
обширной эсхатологической фреске Средневековья и представят ее в виде ряда
обыденных сцен, где
нищие получают хлеб, вино и одежду, где дают приют странникам, навещают больных
и заключенных.
Посреди нищих и странников художники охотно помещали и фигуру Христа. Правда,
изобразить Его
вместе с заключенными, за решеткой или в камере пыток, они не решались, но
иногда зритель мог
видеть Сына Человеческого среди тех, кто давал есть и пить осужденным, стоявшим
у позорного
столба. Эти живые и живописные картины заняли свое место на алтарных ретаблях,
на витражах в
часовнях, принадлежавших братствам. Никакая другая иконография не была в то
время столь
популярной[ 171].
В Евангелии от Матфея упоминается шесть
деяний милосердия. На исходе Средневековья их
иконография дополнилась еще одним элементом, несомненно чрезвычайно важным для
людей, ведь
речь шла о добавлении к священному тексту! Этим новым элементом было погребение
мертвых.
Хоронить умерших считалось милосердным деянием, равным раздаче пищи голодным
или посещению
больных и узников. Между тем в самом Евангелии о погребении мертвых ничего не
говорится. Более
того, Иисус здесь говорит одному из учеников загадочную фразу: «Предоставь
мертвым погребать
своих мертвецов», что можно было интерпретировать как осуждение похоронных
церемоний вообще.
Все происходит так, словно «второе Средневековье» с трудом выносило молчание
Евангелия на этот
счет и само осмелилось ввести в него погребение умерших как седьмое деяние
милосердия, за которое
праведники получат вечную награду на небесах.
В «Зерцале Церкви» Гонория Отенского (XII в.)
в списке деяний милосердия погребения мертвых еще
нет. Оно появляется впервые в иконографии одновременно с возникновением
похоронных братств. Мы
находим его на барельефах Джотто на флорентийской Кампаниле. Начиная с XV в.
погребение
мертвых выступает уже повсеместно как неотъемлемый элемент изображения деяний
милосердия. В
жизни же оно стало главной целью братств. Их святыми патронами были небесные
защитники от чумы
и других эпидемий: св. Себастьян, св. Рох.
Создание братств отвечало трем стремлениям
людей того времени. Первое — обеспечение гарантий
для потустороннего мира: умершим гарантированы заупокойные молитвы их
собратьев, захоронения
происходят в часовне братства, где будут совершаться богослужения, дабы души
усопших обрели
вечный покой. Если приходское духовенство и монахов завещатели подчас
подозревали в том, что те
способны пренебречь своими обязательствами перед донатором, то молитвенное
заступничество
членов братства считалось делом надежным.
Другой мотив, вызвавший к жизни похоронные
братства, — помощь бедным, не имевшим достаточных
материальных средств, чтобы заручиться поддержкой духовных заступников. Даже в
эпоху высокой
смертности от эпидемий, опустошавших европейские города, современники не могли
смириться с тем,
чтобы мертвые оставались без молитв. В сельских общинах даже бедным, в
соответствии со
старинными обычаями, было гарантировано присутствие соседей и друзей в
похоронной процессии. В
городах же, число которых на исходе Средневековья быстро росло, бедняк или
человек одинокий, что
то же самое, не мог рассчитывать ни на групповую солидарность, сохранявшуюся в
деревне, ни на
духовную поддержку и молитвенное заступничество священников, монахов или
сообщества бедняков
прихода. Одинокого бедняка зарывали второпях, там, где его настигала смерть,
даже не всегда в
освященной церковной земле, по крайней мере так было до XVI в. Потому-то
братства и взяли на себя
дело погребения и молитв за упокой души умершего. В Риме в 1560 г. было
основано «братство
молитвы и смерти», имевшее целью хоронить на кладбище своей часовни трупы,
обнаруженные за
городом или выловленные в Тибре.