На протяжении многих столетий, с XII по XVIII
в., завещателей преследовал страх, что церковные
власти не исполнят их распоряжений в точности. Поэтому они добивались
публичного оглашения в
церкви всех условий контракта, размеров пожертвования, перечня молитв и служб,
заказываемых
завещателем. Еще чаще в церквах вывешивали металлические, обычно медные
таблички, где
указывали имя и титул завещателя, день и год его кончины и перечень церковных
служб, которые
должны были совершаться за упокой души его, родных, друзей и благодетелей. Эти
фундационные
таблички, очень распространенные до XVII в... иногда заменяли вмурованные в
стену надгробные
плиты
В музее в Кавейоне хранится целая серия таких
«донативов», то есть табличек с именами донаторов и
указанием размеров их благотворительного вклада. К этой серии приложен
календарь в стиле XVIII в.,
состоящий из двух табличек, каждая из которых представляет 6 месяцев, где
против каждого дня
записано имя донатора; перед началом ежедневных богослужений священники должны
были сверяться
с этим реестром, напоминавшим старые монастырские обитуарии, чтобы знать, за
чью душу возносить
молитвы в тот или иной день.
Обычаи эти сохранялись в неизменном виде с
XII по XVIII в., хотя избыточная, часто непомерная
щедрость ранних донаторов сменилась в XVII-XVIII вв. более рациональным
подходом к
благотворительности, в значительно большей мере уважавшим имущественные права
прямых
наследников завещателя. Но сам пафос этих распоряжений, намерения завещателей
оставались все те
же, что и в глубоком Средневековье.
Важные изменения произошли только в середине
XVIII в. Они подробно проанализированы Мишелем
Вовеллем: «фундационные» мессы стали тогда редким исключением, а полное
преобладание получили
мессы, заказанные в точно определенном количестве на первые месяцы или первый
год после смерти
завещателя и оплаченные на месте. Даже самые богатые завещатели решительно
предпочитали
вложить деньги пусть даже в тысячу заказанных месс, но гарантированных, нежели
довериться
иллюзорной вечности молитв и служб, обеспеченных лишь сделанным однажды
благотворительным
вкладом. Тем более что иногда религиозные общины, изнемогавшие под бременем
обязательств,
получали от церковных властей разрешение сократить число совершаемых молитв и
служб: своего
рода «духовное банкротство».
Братства
Изменения в погребальном обряде привели к
оттеснению на второй план родных и близких покойного
из числа светских лиц и к выдвижению на авансцену людей церкви: священников и
монахов или же
представителей Бога, каковыми считались бедняки и сироты. Оплакивание умершего
его домочадцами
и друзьями было теперь скрыто от глаз посторонних, отодвинуто в тень массой
молитв и служб у
алтаря. Произошла клерикализация смерти. И вместе с тем именно в это время,
начиная с XIV в.,
возникли первые объединения мирян с целью помочь священникам и монахам в
совершении
погребального обряда. Братства XIV—XVIII вв. были религиозным двойником всех
иных
функциональных объединений: ремесленных цехов, гильдий и т. п. Но в отличие от
цеховых братств
прежних времен, членство в этих более поздних религиозных братствах
определялось не функцией
человека, не его профессией или возрастом, а лишь его желанием: то были в
полном смысле слова
добровольные общества[170]. Управляемые мирянами (даже если кто-либо из людей
церкви и
принимал в их деятельности личное участие), эти братства до известной степени
противостояли миру
духовенства, и их роль в осуществлении погребального обряда в какой-то мере
может показаться
противоречащей тому, что было сказано выше о церковной «колонизации» смерти.
Братства посвящали себя делам милосердия,
поэтому на севере и на западе Франции их называли
«шаригэ» (charite, «милосердие, благотворительность»). Программа их
деятельности подробно
представлена на алтарных ретаблях в принадлежавших им часовнях в приходских
церквах или других
местах. Анализ этих изображений позволяет лучше понять изменения в восприятии
смерти и
отношении к ней.