отдаления кладбища от церкви — побуждать
семьи умерших хоронить их в подземелье церкви, делая
невозможным исполнение последней воли покойных — «многих почтенных лиц, чье
благочестие и
смирение заставляли бы их просить о погребении на кладбище, среди самых
беднейших, чему есть
частые примеры в приходе Сен-Луи». Одним из таких лиц был в XVII в. начальник
парижской
полиции Габриэль Николя де Ла Рейни, которого его глубокая религиозность
подвигла на
исключительный акт христианского смирения: в своем завещании он потребовал,
чтобы его
похоронили анонимно, без надгробного памятника, на маленьком кладбище при
церкви Сент-
Эсташ[250].
Надо, однако, признать, что во Франции
возвращение к кладбищу, хотя и подтверждается
источниками, было запоздалым и его сейчас трудно увидеть наглядно: видимых
следов почти не
осталось. В Англии все было иначе. Конечно, и здесь на кладбищах под открытым
небом остается
очень мало надгробий конца Средневековья и начала Нового времени. Но есть
свидетельства, что на
исходе средних веков в Англии кладбища не были в такой мере покинуты, как на
континенте.
Особенно многочисленны упоминания о
захоронениях на churchyard, на кладбище, начиная со второй
половины XVII в., со времени реставрации династии Стюартов.
В 1682 г. Джон Эвелин отметил в своем
дневнике, что его тесть хочет быть похороненным на
кладбище, «будучи очень возмущен новым обыкновением хоронить любого внутри
церкви» [251].
Сохранившиеся на кладбищах узкие вертикальные стелы этого времени показывают,
как выглядел
английский churchyard в конце XVII — начале XVIII в.: нечто вроде луга — где
бродили овцы
священника, — ощетинившегося каменными, иногда богато украшенными, памятниками.
Большинство
их вело свое происхождение от стенных досок с эпитафиями, унаследовав от них
надпись,
орнаментальную рамку и даже в некоторых случаях религиозную сцену (например,
вознесение души в
виде ангела или воскресение мертвых). Каменные вертикальные стелы такого типа
можно обнаружить,
кстати, и на еврейских кладбищах Центральной Европы, в частности в Праге. Так
что не форма
надгробных памятников придает английскому кладбищу под открытым небом его
оригинальность, а их
распространенность и почтенный возраст.
Что побуждало видных англичан выбирать
погребение на кладбище? Нечто промежуточное между
абсолютным безразличием пуритан и традиционным желанием сохранить посмертно
свой социальный
ранг и оставить о себе память. Обычай выбирать для погребения кладбище
английские эмигранты
перенесли в Америку как общую черту их культуры. В английских колониях в
Америке обычным
местом захоронения было кладбище, и американские историки, быть может, не
отдают себе отчета в
оригинальности, новизне, преждевременности этого обычая в тогдашнем мире.
В пуританской Новой Англии не было и речи о
надгробии в церкви, а все похоронные церемонии,
торжественные и памятные, совершались на кладбище. В Вирджинии с середины XVII в.
видные лица
колонии приказывали хоронить их под открытым небом, на природе, на churchyard
или прямо на
собственных плантациях. Хоронили и в церкви, но лишь в порядке исключения и все
реже; как показал
американский исследователь Патрик Генри Батлер, в Вирджинии плоские надгробия и
стенные
таблички доходят с 1627 г. до середины XVIII в. — явление весьма
примечательное. Батлер выделяет
несколько типов памятников на кладбищах в Вирджинии, среди которых наиболее
распространены
были, как и в Новой Англии, вертикальные стелы, headstones, наподобие тех, что
стояли тогда на
кладбищах метрополии по другую сторону Атлантики. Только иконография отличает
английские
надгробия в Вирджинии от пуританских в Новой Англии. В Вирджинии, как и в самой
старой Англии,
в верхней части стелы помещалось изображение ангела или головы ангела,
символизировавших
бессмертную душу, или же черепа и скрещенных костей — знаков бренности плоти. В
Новой Англии
второй мотив заметно доминировал.
Итак, в XVII-XVIII вв. в Англии и ее колониях
в Новом Свете вокруг церкви сложилось пространство,
представлявшее собой уже не средоточие безымянных могил бедняков и смиренных
благочестивцев,
без видимых надгробий. Кладбище здесь уставлено простыми, но часто богато
украшенными
памятниками, по которым нетрудно проследить влияние сменявших друг друга
направлений в
искусстве, где за барокко приходит классицизм, выражавший, быть может, общее
чаяние меньшей
помпезности и стремление к аскетизму.
Эмили Бронте в романе «Грозовые высоты»
(1847) (в русском переводе 1956 г. роман вышел под
названием «Грозовой перевал») рисует образ небольшого сельского кладбища. Жена
сквайра, чьи