ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 165

Все подобные явления Г арманн относит к естественным, отличая их от чудес, вроде ходящих
мертвецов или мертвецов благоухающих, что было для его современников верным признаком святости
умершего. В других случаях трудно понять, имеем ли мы здесь дело с феноменом природы, чудом или
дьявольским наваждением. Таковы, например, случаи движения отдельных конечностей мертвеца: так,
одна монахиня поцеловала руку умершей монахине, а та в ответ трижды сжала ее руку. Не менее
спорными, но серьезными и заслуживающими углубленного изучения были случаи, когда трупы
издавали какие-либо звуки, подобные, например, свиному хрюканью, из глубины могилы; когда затем
одну такую могилу разрыли, то с ужасом увидели, что мертвец съел свой саван, — то было грозное
предзнаменование чумы. Длинную главу в своей книге Г арманн посвящает этим издающим звуки и
изголодавшимся трупам. В какой мере можно было отнести эти явления к естественным, а в какой к
порождениям дьявола, было неясно [25 8]. Впрочем, почти все эти невероятные случаи,
подтверждавшие тезис о чувствительности трупа, казались тогда правдоподобными: современники их
комментировали нередко с оговорками и сомнениями, но в конце концов принимали как точно
установленные факты.

Чувствительность трупа имела весьма важные практические следствия для повседневной жизни людей,
а именно для всякой тогдашней фармакопеи. Трупы рассматривались как сырье для изготовления
очень действенных лекарств, которым вовсе не приписывалось никакого магического характера. Пот,
выступивший на теле умершего, считался хорошим средством против геморроев и всяких опухолей.
Чтобы вылечить больного, достаточно иногда потереть воспалившееся место рукой мертвеца, как это
произошло с одной женщиной, исцелившейся от водянки, когда ее погладили по животу еще не
остывшей рукой только что умершего человека.

Ряд лекарств был предназначен для исцеления какой-либо части тела (руки, ноги), соответствующей
части, ампутированной у трупа. Бульон из обломков иссохшего черепа, истолченных в порошок,
призван был облегчить страдания эпилептика, подобно тому как половые органы оленя могли помочь
при тяжелой истерии и при ослаблении сексуальной потенции. К трупу применялся всеобщий принцип
симпатии и антипатии, предполагающий в мертвом теле сохранение остатков жизни. По этой же
причине не рекомендовалось изготовлять барабан из шкур одновременно волка и ягненка: при первом
же ударе шкура ягненка лопнет из страха перед волком.

Кости скелета рассматривались и как средство профилактики. Хорошим делом считалось носить их на
шее или зашивать в одежду — не как символическое напоминание о неизбежной смерти, а как
профилактический амулет. Так, солдаты на войне носили на себе косточки пальцев убитых. Из
обожженных костей счастливых супругов или страстных любовников приготовляли возбуждающий
любовный напиток. Г арманн приводит также рецепт «божественной воды», названной так за свои
чудесные свойства: берется целиком труп человека, отличавшегося при жизни добрым здоровьем, но
умершего насильственной смертью; мясо, кости и внутренности разрезаются на мелкие кусочки; все
смешивается и с помощью перегонки превращается в жидкость. Наряду с другими медицинскими
эффектами эта вода позволяла оценить шансы тяжелобольного на исцеление: в определенное
количество «божественной воды» добавляли от 3 до 9 капель крови больного и осторожно взбалтывали
над огнем. Если вода и кровь хорошо смешивались, это знак, что больной будет жить; если же смесь не
получалась, он умрет. Помимо крови разрешалось использовать в этом случае мочу, пот или другие
выделения больного. Лекарства из трупов были чаще всего предназначены для больных, занимавших
самое высокое положение в обществе, ведь эти целебные средства были дорогостоящими, и
приготовить их было делом трудным. Известно, что во время своей последней болезни английский
король Карл II принимал лечебное питье, составленное из 42 капель экстракта человеческого черепа.

Но не только сам труп или его отдельные части использовались тогдашними врачами. Считалось,
скажем, что одежда умершего или хотя бы один лоскут от нее помогают против головной боли или
геморроев. Такое представление было распространено в XVII-XVIII вв., например, во Фландрии и
Брабанте. Даже земля с могил, особенно с могил повешенных, обладала, по мнению современников,
большой терапевтической силой. Земля, впитавшая в себя продукты разложения человеческих тел,
рассматривалась не только как прекрасное удобрение, но и как целительный источник жизни.

Однако в некоторых иных случаях соприкосновение с мертвецом могло быть вредоносным. Добавлять
истолченные кости в пиво — значит делать тех, кто его пьет, чрезвычайно жестокими. В периоды
менструаций женщинам не советовали дотрагиваться до покойников: это грозило прервать
нормальный месячный цикл. Испарения кладбищ способны погубить растительность: это наблюдение

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости