Интересно проследить, как старые
иконографические темы преобразуются в XVI в., обретая
чувственность, прежде неизвестную. Сравним хотя бы изображения мученичества св.
Эразма,
относящиеся к XV и XVII вв. Картина фламандца Дирка Баутса в Синт-Питерскерк в
Лёвене (Бельгия)
исполнена покоя средневековой миниатюры. Усердный палач наматывает здесь на
тяжелый ворот
внутренности святого, римский император и его двор бесстрастно взирают на эту
сцену. Все дышит
миром и тишиной: каждый делает свою работу без ненависти, без ожесточения, без
страсти. Даже сам
святой мученик лежит на месте казни с безразличием и отрешенностью
постороннего. Подобно
умирающему в первых трактатах artes moriendi, он словно лишь присутствует при
собственной смерти.
Те же спокойствие и кротость палача и жертвы можно видеть и на других шедеврах
старой
фламандской живописи: «Мученичество св. Ипполита» того же Баутса или «Наказание
судьи
неправедного» Херарда Давида в Хрунинхемюзеюм в Брюгге.
На полотне Ораджо Фидани в Палаццо Питти во
Флоренции тело св. Эразма распростерто
перпендикулярно плоскости картины, представлено в перспективе, как зачастую
труп в сцене урока
анатомии или тело Христа, снятого с креста. Между глубиной перспективы и
ожесточенностью,
пронизывающей собой картину, есть прямая связь. Палач вытягивает внутренности
из распоротого
подбрюшья мученика: создается впечатление вскрытия еще живого тела. Палач и его
подручные —
дюжие молодцы с обнаженными торсами, могучими мышцами, венами, вздувшимися от
усилий.
Чувственное наполнение этой сцены совершенно иное, чем у Дирка Баутса двумя
столетиями раньше.
Возбуждение, создаваемое картиной XVII в., иной природы.
Подобную же перемену можно заметить и в
литературе. В XVI в. в трагедии Робера Гарнье «Еврейки»
мученичество Маккавеев воспето гладкими, сдержанными стихами. Без надрыва и
волнения говорит
поэт о теплой крови, брызнувшей из отрубленной головы, и о недвижном теле,
рухнувшем наземь.
Напротив, Вирей де Гравье в эпоху барокко, рассказывая ту же самую историю,
добавляет одну
кровавую подробность к другой: несчастную жертву растягивают на колесе,
подвесив к ногам две
тяжелые гири, вытягивают заживо внутренности, ножом отрезают язык, а затем еще
сдирают с живого
кожу, «совсем как с теленка»
Художники века барокко охотно черпали свои
сюжеты в истории мученичества св. Варфоломея, с
которого содрали кожу. Языческими аналогами того же сюжета были греческая
легенда о Марсии,
дерзнувшем бросить вызов Аполлону, и рассказ Геродота о казни неправедного
судьи в древней
Персии. «Экорше» — излюбленный образ живописи и скульптуры XVII-XVIII вв. К
услугам мастеров
были и другие страницы христианского мартиролога: мученичество св. Лаврентия,
сожженного заживо
на раскаленной решетке, или казнь св. Себастьяна, чья мужественная красота в
сочетании со
страданиями тела, пронзенного стрелами, создавала образ, исполненный особой,
неведомой прежде
чувственности. Другой пример: на картине Бернардо Каваллино (XVII в.) св.
Агафья погружена в
экстаз, одновременно мистический и эротический. В полуобмороке наслаждения она
прикрывает
обеими руками свое кровоточащее тело; вырванные у нее палачом обе груди, полные
и круглые, лежат
на большом блюде.
Смерть перестает быть событием мирным и
тихим. Она также не выступает больше моментом
наивысшего морального и психологического сосредоточения личности, как в
трактатах об искусстве
благой кончины. В эпоху барокко смерть неотделима от насилия и страданий.
Человек не завершает
жизнь, но «вырван из жизни, с долгим прерывистым криком, с агонией,
раскромсанной на
бесчисленные фрагменты», как пишет исследователь французской поэзии барокко
Ж.Руссе. Эти
дышащие насилием сцены смерти возбуждают зрителей, приводя в движение первичные
силы,
сексуальная природа которых сегодня очевидна. Возьмем ли мы экстаз св. Катарины
Сиенской на
фреске Содомы в Монтеоливетто, это упавшее на подушки пышное тело с нежной
грудью под кисеей и
полными плечами, или млеющих святых жен работы скульптора Бернини в Риме,
особенно же его
знаменитую св. Терезу в неистовстве экстаза, — всюду увидим мы ту же
чувственность страдания и
наивысшего религиозного возбуждения. Мистический экстаз этих святых — экстаз
любви и смерти,
любви к Богу и смерти лишь в здешнем, земном мире. Смерть уже не останавливает
чувственное
наслаждение, а напротив, возвышает его в искусстве барокко. Еще один шаг — и
мертвое тело само
становится объектом вожделения.
В латинской поэме Полициано на смерть
Симонетты, прекрасной подруги Джулиано Медичи, Амур
замечает распростертую на погребальных носилках юную красавицу, чье неподвижное
лицо по-
прежнему прекрасно и желанно. Смерть не властна над ним, и Амур спешит внушить
любовь...