помощь, но было уже поздно: немного спустя он
умер. Госпожа Дю Нуайе, рассказавшая об этом,
добавляет: «Вот что я видела меньше двух недель назад и что повергает меня в
дрожь, когда я об этом
думаю. Ибо я воображаю, как часто хоронят живых людей, и признаюсь вам, что не
хотела бы
подобной участи» [291 ].
Вернемся, однако, к историям, рассказанным
врачами. Доктор П.Ле Клер, директор коллежа Людовика
Великого, любил описывать случай, произошедший с сестрой первой жены его отца.
Ее похоронили на
публичном кладбище в Орлеане с дорогим кольцом на пальце, и на следующую ночь
алчный слуга
вырыл гроб, открыл его и попытался снять кольцо с пальца умершей. Когда это не
удалось, он просто
отрезал палец. Сильное потрясение так воздействовало на покойную, что вернуло
ее к жизни. Она
вскрикнула от боли, и вор в ужасе убежал. Затем несчастная, как смогла,
выбралась из могилы и
вернулась домой. Она пережила своего мужа, успев даже подарить ему
наследника[292].
Подобные истории широко ходили тогда в
городах и при дворах, и неудивительно, что все больше
завещателей дополняли свои предсмертные распоряжения требованием не хоронить их
раньше, чем
через 48 часов после того, как их признают умершими, и не подвергать их никаким
испытаниям огнем
или железом с целью удостовериться в их смерти. Старейшее известное мне
завещание, в котором
проявилась эта озабоченность, относится к 1662 г.: «Да будет мое тело
похоронено спустя 36 часов
после моей кончины, но не раньше». И еще одно, 1669 г.: «Пусть трупы
сохраняются до утра
следующего после смерти дня».
Это первая и самая банальная мера
предосторожности: обеспечить определенный промежуток времени
между смертью и погребением. Обычно это 24, 36 или 48 часов. Но бывает и
дольше: в 1768 г. одна
знатная женщина распорядилась, чтобы ее тело сохраняли до похорон целых три
дня. И это без всяких
средств консервации! Другая мера предосторожности: оставить тело в течение
определенного времени
так, как оно есть, ни трогать, ни раздевать, ни одевать, ни обмывать, ни, тем
более, производить
вскрытие. Завещание 1690 г.: «Пусть меня оставят на два раза по двадцать четыре
часа в той же
постели, где я умру, и пусть меня похоронят в той же одежде, не трогая меня и
не делая ничего
другого». 1743 г.: «Как скончается, пусть оставят ее на 12 часов в ее кровати,
в той одежде, какая на
ней будет, а затем еще на 24 часа на соломе». 1771 г.: «Я хочу быть
похороненной спустя 48 часов
после кончины, и чтобы в течение всего этого времени я оставалась в своей
постели».
Еще одна мера практиковалась поначалу крайне
редко, но к концу XVIII в. получила некоторое
распространение: надрез на теле. Герцогиня Елизавета Орлеанская предписывает в
1696 г.: «Пусть мне
сделают два надреза бритвой на подошвах ног». Почти сто лет спустя мы читаем
уже в завещании
простой горожанки из Сен-Жермэн-ан-Лэй (1790 г.): «Я хочу, чтобы мое тело
оставалось в моей
постели в том же положении, в каком оно будет в момент моей смерти, в течение
48 часов и чтобы
после этого мне дали два удара ланцетом по пяткам».
То же беспокойство проявляется, хотя и реже,
в завещаниях XIX в. Поэтому так старомодно звучит
завещание 1855 г. Матьё Моле: «Я хочу, чтобы в моей смерти удостоверились до
того, как похоронят,
путем надрезов и всеми способами, используемыми в подобных случаях». Насколько
старые опасности
продолжали угрожать людям и в это время, свидетельствует речь, произнесенная 28
февраля 1866 г. в
сенате Второй империи кардиналом Фердинандом Донне, архиепископом Бордо: «Я сам
в деревне, где
служил в начале своего пастырского поприща, воспрепятствовал двум погребениям
живых людей.
Один из них прожил еще 12 часов, а другой в
полной мере вернулся к жизни. (...) Позднее, в Бордо,
одну молодую женщину сочли умершей: когда я приехал к ней, сиделка готовилась
уже закрыть ей
лицо. (...) В дальнейшем эта женщина стала женой и матерью».
С конца XVIII в. власти стали принимать меры,
дабы усилить контроль за погребениями. Движущим
мотивом был именно страх перед захоронением людей заживо. Промежуток в 24 часа
между кончиной
человека и преданием тела земле, который прежде устанавливали сами для себя
завещатели, был в
XVIII в. официально утвержден епископом. В
1792 г. было введено правило, по которому смерть
должны были удостоверять двое свидетелей. Постановление, принятое 21 вандемьера
IX года
республики по французскому революционному календарю (октябрь 1800 г.), гласило:
«Лица,
находящиеся при больном в момент его предполагаемой кончины, будут избегать в
будущем закрывать
и закутывать его лицо, снимать его с кровати, чтобы положить на соломенную
подстилку или матрас из
конского волоса, и выставлять его на слишком холодный воздух».