страх быть похороненным заживо, очнуться от
долгого сна на дне могилы. Врач не преувеличивал.
Беспокойство проявилось первоначально в середине XVII в. в завещаниях. В
«Историях и разысканиях
о древностях Парижа» (1724) А.Соваль приводит старый анекдот о некоем студенте
из Фрисландии,
похороненном в Париже на кладбище Сен-Сюльпис. Через некоторое время у его
надгробной статуи
отвалилась рука, и близкие покойного стали думать, что что-то произошло и под
землей. Могилу
разрыли и с ужасом увидели, что мертвец съел свою руку. Для современников
Соваля это, безусловно,
была история о человеке, похороненном заживо [28 8].
XVIII-XIX вв.:
нарастание страха
Но только в первой половине XVIII в. этим
вопросом занялись врачи, оповестившие вскоре общество
об одной из серьезных опасностей. Были заботливо собраны все старые данные о
«чудесах мертвецов»,
о криках, раздававшихся из могил, о трупах, поедавших собственные части тела.
Все сразу нашло
объяснение в свете того, что было известно о мнимой, кажущейся смерти.
Объяснение получили и
такие древние погребальные ритуалы, как conclamatio — троекратное окликание
умершего по имени,
обмывание и одевание покойника, выставление тела на всеобщее обозрение,
громогласное
оплакивание усопшего и молитвенное бдение над ним, выжидание в течение
нескольких дней, прежде
чем предать тело земле или кремировать. Все это было понято как меры
предосторожности,
призванные уберечь от погребения человека заживо.
В эпоху, когда датский анатом Якоб Бенигнус
Винслов писал свою диссертацию о ненадежности
признаков смерти и о слишком поспешных захоронениях и бальзамированиях,
изданную в Париже в
1740 г. по-латыни, а через два года пофранцузски, многие из этих обычаев еще
продолжали
существовать, в частности обычай нанимать плакальщиц. Можно добавить, что
conclamatio
практиковалось даже в начале нашего столетия: в 1910 г. на железнодорожной
станции, где уходил из
жизни Лев Толстой, врач трижды окликнул его, прежде чем констатировать смерть.
Еще сегодня
протокол Ватикана требует, чтобы у смертного одра папы было трижды громко
произнесено его имя,
полученное им при крещении. Однако некоторые античные обычаи, также являвшиеся,
в сущности,
мерами предосторожности, были в течение веков под давлением христианской церкви
оставлены и
забыты, и именно на христианство Винслов возлагает вину за подобную беспечность
в отношении тех,
кого сочли умершими. Датский анатом знал, о чем пишет: он сам в детстве и
юности дважды чудом
уберегся от чрезмерно поспешных врачей и могильщиков.
Случаев неосторожности и небрежности властей,
руководивших погребением, и прежде всего
духовенства, рассказывалось в ту пору множество, часто весьма драматичных.
Самыми легкими были
случаи «воскресения» во время перенесения тела в церковь или на кладбище.
Винслов сообщает о
дочери одного ремесленника, которую сочли мертвой и понесли на кладбище — лежа
на носилках,
«она, к счастью, подала признаки жизни». Другой мнимый мертвец, некий
носильщик, очнулся уже в
братской могиле, куда его сбросили вместе с умершими в местной больнице.
Глубокой ночью ему
удалось разорвать свой саван, выбраться на поверхность и постучать в будку
кладбищенского сторожа.
Сторож отпер ему ворота, и он возвратился к себе домой. В некоторых из таких
историй находилось
место и для юмора. Так, когда парижский хирург господин Шевалье заснул однажды
таким глубоким
сном, что не подавал никаких признаков жизни, его принялись трясти, окликать по
имени, но все
безуспешно. Тогда кто-то вспомнил, что доктор был азартным картежником, и,
подойдя к его постели,
громко произнес несколько карточных терминов. И тут же больной очнулся от
летаргии и вскочил с
постели.
Но в скольких случаях мнимоумершего все же
успевали похоронить! Иногда счастливый случай
помогал живым вовремя заметить свою ошибку и спасти несчастного, запертого в
гробу. В Тулузе
одного паломника сочли умершим, уложили в гроб и поместили до похорон в часовне
погребального
братства. На следующий день одна женщина пришла молиться в ту же часовню, и ей
показалось, что
она слышит какое-то шевеление в гробу. Ужаснувшись, она поспешила позвать
священника. Поначалу
ее приняли за юродивую, но, так как она упорно продолжала утверждать, что
слышала нечто,
доносившееся из гроба, гроб открыли и нашли умершего еще живым. Ему тут же
оказали первую