миссионером, которого не любит, Джейн в
полночь чувствует нечто вроде электрического разряда и
слышит крик: «Джейн, Джейн, Джейн». Затем опять тишина. Голос слышится и не с
неба, и не с земли,
но то был голос человека, знакомого, любимого, — голос Эдварда Рочестера. «Я
иду, жди меня, я
приду», — крикнула она в ответ. Она выбежала во двор: там никого не было. «Где
ты?» В тот же самый
час далеко-далеко оттуда одинокий, отчаявшийся в жизни Рочестер, выглянув в
окно, позвал ее:
«Джейн, Джейн. Джейн», И — услышал ответ: «Я иду, жди меня, я приду», а затем,
через минуту: «Где
ты?»[305] Вот прекрасный случай телепатии, которых так много, и нет в XX в.
семьи, где не хранилось
бы предание о каком-либо подобном случае: например, о кошмарном сне в
определенный час ночи,
когда на следующий день узнаешь, что в тот самый час умер или чуть не умер
кто-то из близких.
Для того чтобы смерть воспринималась как
абсолютный разрыв, чтобы могла широко
распространиться вера в общение душ, должны были измениться расхожие
представления о природе и
сущности человека. Понадобилось много времени, прежде чем популярная идея homo
totus, идея
единства души и тела при жизни и после смерти, отступила перед идеей отделения
в смертный час
души от тела, освобождения души от уз бренной плоти. Душа стала осознаваться
как главное и
бессмертное составляющее начало человеческого существа. Распространение в XVII
в. «надгробий
души» свидетельствует о постепенном триумфе идеи души, отделенной от тела, над
идеей homo totus.
Эту эволюцию прервал в XVIII в. серьезный
эпизод, связанный с внезапной вспышкой внимания к
телу. Тело, которое считают мертвым, но о котором неизвестно, действительно ли
жизнь полностью
его покинула, стало тогда, как мы помним, предметом серьезной озабоченности.
Двойственность
восприятия тогдашним человеком дилеммы тела и души наглядно отразилась в
поведении Хитклиффа,
героя «Грозовых высот» Эмили Бронте. Он колеблется между желанием открыть гроб
возлюбленной и
заключить ее в объятия и порывом к духовному общению, к созерцанию ее духа.
Александрина де Ла
Ферронэ не открывает гроб своего мужа, но спускается к нему в могилу, чтобы
ощутить его близость.
Именно на кладбище первые американские авторы книг утешения, предтечи спиритов,
легче всего
вызывают в себе образы дорогих усопших. Как если бы те спали в своих могилах и
просыпались,
чтобы ответить на зов живущих. Место, где пребывает тело, было также излюбленным
местом
нахождения духа умершего. Спиритизм XX в. откажется от этой концепции и,
напротив, станет
испытывать отвращение к кладбищу — месту разложения, тления, нечистоты. Местом
медитаций об
усопшем и призывания его духа позднейшие спириты изберут комнату покойного,
сохраняемую в том
же виде, что и при его жизни.
Несмотря, однако, на это частичное
возвращение тела в сознании и верованиях людей XVIII в.,
продолжало распространяться представление об автономии духа, единственной
бессмертной части
человеческой субстанции. Дух, освобожденный от оков плоти, не есть, согласно
этим представлениям,
нечто невидимое и неслышимое. Его воспринимают, как человеческую фигуру,
окруженную
светящейся оболочкой и скользящую по воздуху. Духи имеют свою особую физическую
природу,
пусть еще не известную ученым. Черты такого призрака легко узнаваемы, хотя и не
точно повторяют
плотскую оболочку умершего. Они придают каждому человеческому существу некую
видимую
идентичность, скрытую, замаскированную плотью при жизни, являющуюся в своем
истинном виде
после смерти и остающуюся неизменной в вечности потустороннего мира.
Эту идеологию духов Шарлотта Бронте
вкладывает в уста своей героине Хелен Берне. Ее воззрения на
посмертное существование далеко не во всем совпадают с протестантской ортодоксией.
Хелен
убеждена в недостойности плоти: грех идет от плоти и исчезает лишь вместе с
ней. Остается только the
spark of the spirit, «искра духа». Жизнь требует соединения тела и души, но это
начала
противоположные. Дух занимает после смерти человека место, покинутое телом. Дух
чист, как в
первый день творения, до того, как первородный грех соединил его с плотью. Дух
— благородная,
высокая часть человеческого существа, единственная, которая не умирает. После
смерти дух человека
возвращается к своим источникам, и потому ни у Хелен, ни, конечно, у самой
Шарлотты Бронте нет
никакого страха перед адом, как нет его и у католиков де Ла Ферронэ. Это
поразительно и для
пуританской Англии, и для Франции или Италии, прошедших испытание
Контрреформацией. Ад не
внушает страха, и «это делает вечность местом отдыха, вечным и нерушимым домом,
а не бездной
ужаса».
Рай Хелен Берне напоминает рай в американских
книгах утешения, в ее представлении о нем только
меньше наивности и больше реализма. Это «невидимый мир, царство духов», «этот
мир вокруг нас,
ибо он повсюду.(...) И эти духи нас хранят, ведь это их предназначение —
хранить нас». Уверенность в