живых. Эта концепция восходи одновременно и к
старым языческим представлениям о н нашедших
покоя призраках, и к официальному ученщ церкви об искуплении.
На этом этапе чистилище еще носит характер
исключения, которое действительно только в подобных
спорных случаях. Напротив, в эпоху Контрреформации оно станет нормальной и
необходимой фазой
загробных скитаний души. Отныне промежуточного периода покоя отдохновения
больше не будет, и,
за исключением случаев особой святости, никто не сможет попасть из земной жизни
сразу на небо.
Постепенно в дозволенных сношениях между
живыми и умершими происходят тончайшие изменения,
задолго предвещающие эпоху романтизма. Если средневековые завещания и завещания
периода
Возрождения проникнуты идеей «каждый за себя», то в XVII в. добавляется
сознание долга
коллективного милосердия по отношению к неведомым страдающим душам чистилища.
Так, в 1657 г.
завещатель предписывает отслужить после его кончины 100 месс, из которых
двадцать — во
искупление душ, томящихся в чистилище [307].
Но самое знаменательное изменение можно
проследить по иконографии74 как это сделали в своем
исследовании М. и Ж.Вовелль "8. С XVII по начало XX в. молитвы за души
чистилища являются
наиболее распространенной и популярной формой благочестия в католической
церкви. Во всех
церквах, достаточно больших, чтобы иметь несколько алтарей, по крайней мере
одна часовня отведена
для таких молитв; средства на поддержание этой часовни дает зачастую специально
созданное
религиозное братство. Над алтарем в подобной часовне установлена картина,
представляющая
повсюду, в Вене, Париже, Риме, во французском Провансе или в Мексике, почти
одну и ту же сцену:
внизу души умерших в языках пламени, устремленные к небу, откуда они ожидают
избавления; над
ними распахнутое небо, где, с одной стороны, Христос или Святая Дева с
Младенцем, а с другой —
один или двое святых заступников из числа наиболее почитаемых: св. Агафья с
отрезанными грудями,
но особенно — нищенствующие святые, такие, как Доминик с четками или Франциск,
подпоясанный
веревкой. Третью группу образуют ангелы, несущие страждущим душам утешение. Они
или орошают
свежей водой из лейки тех, чей час избавления еще не пробил, или же возносят в
рай тех, чьи
испытания в чистилище благополучно завершились.
ту же иконографию мы вновь находим и во
многих витражах конца XIX в. Самое интересное
изменение загнуло группу душ, томящихся в огне чистилища. Первоначально
(например, в Вене) души
представлялись символически, без всякой индивидуализации, как души в сценах
Страшного суда:
анонимная нагая толпа. Но очень скоро души чистилища приобретают портретное
сходство с
умершими, во всяком случае, индивидуализированный облик. В 1643 г. в
Экс-ан-Провансе художник
Даре поместил на витраже среди душ чистилища собственного сына, показав тем самым,
что верит в
спасение его души и полагается в этом на молитвы прихожан. На витражах на чала
XIX в. среди
языков огня можно видеть великолепных господ с длинными бакенбардами и дам,
носящих локоны в
стиле «англэз», — точно такими их можно было встретить в парижской Опера.
Каждый при желании
мог узнать в изображенных в то время душах чистилища своего родителя, супруга,
ребенка.
Отныне, в XVIII-XIX вв., изображения душ
чистилища напоминают не об опасностях, грозящих душе
в потустороннем мире, а об ушедших близких, которых живые продолжают любить,
сопровождают
своими молитвами и надеются вновь обрести на небесах. Заботу живых об умерших
церковь, как уже
говорилось, допускала и поощряла. А небеса воспринимались как место будущей
встречи уже в
XVIII в.: в «Духовных письмах» Франсуа де
Фенелона говорится под 12 ноября 1701 г. об «отечестве, к
которому мы с каждым днем приближаемся и которое воссоединит нас всех. (...)
Те, кто умирают,
уходят лишь на несколько лет или, быть может, месяцев. Утрата их — только кажущаяСЯ»[309].
Однако в некоторых народных традициях Южной
Европы, с XVII в. до наших дней, души чистилища
сохранили символизм и анонимность средневековых сцен Страшного суда и принцип
строжайшей
взаимности в обмене услугами между миром земным и миром потусторонним,
свойственный ранним
завещаниям. В церкви Санта Мария делле Аниме дель Пургаторио, посвященной Марии
—
покровительнице душ чистилища, в Неаполе (сер. XVII в.) каждый может выбрать
какой-либо череп в
погребальной галерее, поместить его в крипте, превращенной в часовню, а затем
периодически его
навещать, ставить свечи и читать молитвы за спасение души этого усопшего. При
этом можно было
надеяться, что благодаря твоему усердию душа неизвестного человека будет тут же
избавлена от
испытаний чистилища, а затем, из своего блаженного райского жилища, он однажды
отплатит добром
своему благодетелю на земле: do ut des, «даю, чтобы ты дал». Культ душ
чистилища пронизан здесь