колебались в деле переноса кладбищ, не
решаясь удалить их от городов и даже не всегда осмеливаясь
обеззараживать могилы умерших от чумы гашеной известью. Врач и астролог де
Мисни в начале
XVII в. полагал, что этот обычай «недостоин
христиан». Мертвецов вообще Г арманн называет в своем
трактате mortuos sacros, «священными», носителями сакральности. Подобно
алтарям, храмам и другим
loca sacra, средоточиям сакрального, их не подобает сдвигать с места,
переносить, а надлежит
относиться к ним с благочестивым почтением.
Никогда, я думаю, церковные канонисты и
теологи Не уподобляли кладбище как таковое алтарю или
храму. Ег ли мертвых хоронили в самой церкви или в церковном дворе, они
пользовались близостью
сакрального, которое, однако, предназначалось не им и не учитывало их
присутствия. Здесь же,
напротив, сакральность имеет своим источником сам факт погребения.
Поразительно, как со седствуют
в ученом латинском труде Гарманна наблюдения над нездоровым, вредоносным
воздухом кладбищ,
вызывающим эпидемии, с идеей, что могильная земля относится к сфере сакрального
и человек не
должен на нее посягать. Не то же ли смешение идей можно обнаружить у
средневековых охотников за
ведьмами? Означало ли оно подъем на исходе Средневековья народной сакральности,
архаической и
языческой, следов которой немало в средневековом фольклоре? Или мы имеем здесь
дело скорее с
сакрализацией более позднего типа, соответствующей новым понятиям науки, только
что открытым
новыми, рационалистическими умами? Те явления, которые в XVIII в. станут
фактами гигиены, химии,
биологии, вначале, когда они только были замечены, были отнесены к сфере
сакрального. Как и в
случае с ведовством, сакральность некрополя как местопребывания мертвецов
присутствовала прежде
всего в сознании элиты, которое вместе с тем реактивировало и оживило в своих
интересах старые
глубинные течения народной религиозности.
Болезнетворность
кладбищ: врачи и парламенты
Насколько нездоровым был воздух кладбищ, было
хорошо известно уже в начале XVII в. Полицейские
трактаты тех лет настойчиво советуют его избегать. Однако, если в пору эпидемий
и предписывались
некоторые меры предосторожности, в целом не было и речи об изменении старого
порядка вещей в
том, что касалось погребений умерших. Если в XVI—XVII вв. в Париже и перемещали
loca sacra, то
лишь ради расширения церковных построек и прилегающих к ним служб, а отнюдь не
по
соображениям санитарии.
Но во второй трети XVIII в. общественное
сознание в этом отношении сдвинулось с мертвой точки, и
таинственные, зловещие явления, давно уже описанные на кладбищах врачами,
начинают отныне
восприниматься уже не как проявления дьявольской силы, а как естественное, но
прискорбное
состояние вещей, которое следует изменить. В 1737 г. парижский парламент
предложил врачам
обследовать городские кладбища — несомненно, первый официальный демарш в этой
области. Врачи
подошли к делу вполне научно, но их работа не имела последствий, ведь они
рекомендовали лишь
«больше заботы в погребении и больше благопристойности в содержании
кладбищ»[314].
Тогда же, в 1745 г., аббат Ш.Поре описывает в
своих «Письмах о погребении в церквах» ситуацию,
которую люди, обитавшие по соседству с кладбищами и церквами, начинали уже
воспринимать как
неприятную. Захоронения в церквах автор обличает как одновременно и вредные для
общественной
гигиены, и несовместимые с достоинством христианского культа. Аббат Поре вновь
приводит все
канонические запреты на погребение внутри церкви и оспаривает саму идею
захоронения ad sanctos, «у
святых», ставшую непонятной ни для католических реформаторов, ни тем более для
протестантов.
«Нам позволено любить здоровье и чистоту, которая так много способствует его
сохранению». Чистота
становится в это время все более неоспоримой ценностью. Для аббата Поре церкви
должны быть
здоровым местом, поэтому погребение там недопустимо. Вот его идеал: чистые,
хорошо
проветриваемые церкви, где чувствуется только запах ладана, а не чего-либо
иного и где «не рискуешь
сломать себе шею из-за неровности пола», постоянно перекладываемого
могильщиками. Кроме того,
автор призывает вынести кладбища за городскую черту, дабы обеспечить в городах
здоровый воздух и
чистоту.