ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 218

встречала со стороны тех семей, которые приобрели уже и надеялись приобрести право погребения в
церквах, а не со стороны широких масс народа.

Те же социальные круги, включая мелкую буржуазию, имеет в виду в своем ордонансе от 23 марта

1775    г. архиепископ Тулузский Этьен де Ломенье де Бриенн: «Ничто не может остановить тщеславие
великих мира сего, всегда желающих быть выделенными, и малых, которые не перестают хотеть
сравняться с великими». Архиепископ провозглашает абсолютный запрет на погребение в церквах, а
также в публичных и частных часовнях, молельнях, и вообще «во всех замкнутых и закрытых местах,
где собираются верующие». Те, кто уже приобрел право погребения в церкви, могут быть захоронены
во внутреннем дворе, при условии что они на свои средства устроят под землей сводчатые склепы,
полностью выложенные изнутри большими каменными плитами. В будущем же право быть
похороненным во дворе будет предоставляться лишь в исключительных случаях: лицам, занимающим
высшие государственные или церковные должности. «Всех верующих без исключения будут хоронить
на кладбище их прихода». Эта реформа, продолжает Ломенье де Бриенн, позволит полностью
переложить полы в церквах. Это последнее распоряжение невозможно сегодня читать без содрогания.
Сколько надгробных плит, эпитафий, барельефов должно было исчезнуть в ходе подобных ремонтных
работ!

Королевская декларация воспроизводит идеи, а зачастую и целые фразы тулузских документов. Так как
многие церкви не имели внутренних дворов, то те, кто уже приобрел право быть похороненным в
церкви, «смогут выбрать на кладбищах названных приходов отдельное место для своего погребения и
даже покрыть этот участок, построить там склеп или памятник, при условии, однако, что названный
участок не будет замкнутым и закрытым». Предполагаемое кладбище должно было, следовательно,
состоять из двух частей: пространство для общих могил или могил, не покрытых плитой или
памятником, и пространство для могил, имеющих видимое надгробие и предназначенное для лиц,
обладающих правом погребения в церкви. Впоследствии это ограничение, несомненно, должно было
отпасть, и тогда мы приближаемся уже к модели некрополя, весьма близкой к кладбищу XIX в., с тем,
однако, различием, что, согласно декларации Людовика XVI, наибольшая и самая заметная часть
кладбища отводилась для братских могил — могил бедняков.

Итак, между 1763 и 1776 гг. изменилась сама модель некрополя. Кладбище, каким оно мыслится в

1776    г., — это не просто чистое и гигиеничное место захоронения мертвецов. Новая модель отвечает
тем чаяниям, которые со времен Средневековья побуждали состоятельные семьи наполнять церкви
надгробными памятниками. Кладбище нового стиля наследует скульптурное и архитектурное
убранство старых мест погребения, как если бы надгробия из церквей должны были быть перенесены
на новые кладбища, размещенные за городской чертой и ставшие отныне местом увековечения памяти.
Радикализм 60-х гг. XVIII в. уступил место чувству хотя и противостоящему клерикальной традиции,
но отнюдь не лишенному религиозной природы.

Тем временем, на исходе 1779 г., тлетворные испарения большой братской могилы на Инносан
заполнили прилегающие к кладбищу дома, вызывая удушье у их обитателей. Никакие меры не
помогали: зловоние и зараза продолжали распространяться, захватывая все новые участки. В 1780 г.
полицейские власти Парижа воспользовались этой ситуацией, чтобы раз навсегда закрыть старинное
кладбище Невинноубиенных младенцев, а затем кладбища Сен-Рок, Сент-Эсташ и Сен-Сюльпис в
следующем году. В течение нескольких лет средневековая кладбищенская топография города уступила
место топографии XIX в. с ее большими некрополями, общими для нескольких приходов и
расположенными за городской чертой.

Новый стиль похорон

После закрытия старых кладбищ вблизи церквей приходы столкнулись с ситуацией, которую как раз и
предусматривало постановление парламента в 1763 г. Удаленность новых некрополей уже не
позволяла за один раз вынести тело умершего из дома, выставить в церкви во время заупокойной
мессы, отнести на кладбище и предать земле. Отныне церемонию приходилось делить на две: из дома в

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости