например растительные, формы. Природа,
точнее, отчая земля сотворена из вещества мертвых —
родных и друзей. Она бесконечно воспроизводит их вновь и вновь.
Итак, вопросы публичной церемонии в храме и
захоронения на общем кладбище или на отчем поле
улажены. Остается траур. Философы-просветители, к кругу которых относились и
авторы
постановления 1763 г., оспаривали традиционные обычаи и правила поведения,
предписываемые
живым после смерти кого-либо из их близких. Отвечая в свою очередь на решение
парижского
парламента, аббат Ж.Ф.Койе издал в 1768 г. свой трактат «Подарки мертвым и
живым».
Просвещенный интеллектуал, он также враждебно
относится к обычаю траура, выражающего
«жестокий образ смерти», в то время как следовало бы, напротив, «сделать смерть
приятной».
Вопреки мнению исследовательницы М.Фуазиль,
философы конца XVIII в. с их идеей «приятной
смерти» еще не были предтечами современного понимания смерти, когда в наши дни
смерть предстает
не пугающей и не приятной, а отсутствующей. Смерть в сочинении аббата Койе
предвещает
наступление эпохи «прекрасных смертей», эпохи де Ла Ферронэ и Бронте, хотя
романтическая смерт!»
XIX в. и запрещенная, вытесненная смерть
середины XX в связаны между собой какой-то тайной
связью. Романтики любили и призывали смерть и, хотя и оставаясь благочестивыми
католиками или
протестантами, не боялись ее. Они могли бы признать своим замечание Койе,
бывшее отрицанием или
скорее переворачиванием старой концепции ars rooriendi: «Страх, о котором
свидетельствуют, должен
относиться к тому роду жизни, какой человек вел, и привилегированные души имеют
больше
оснований желать конца своего странствия, нежели страшиться его». Мы касаемся
здесь весьма
сложной по составу культуры, где сливаются реформированное христианство,
рационализм,
враждебный всем церквам, гедонизм и ферменты будущего романтизма.
Об обычаях, связанных с трауром, аббат Койе
говорит, не скрывая иронии. Как раз тогда, когда
человек в горе, он должен стараться отрешиться от него путем созерцания
предметов, веселящих глаза
и воображение. «Мы же, напротив, зарываем свое горе в траурном крепе и в
жилищах, похожих на
залы для игры в мяч». Автор намекает тут, по-видимому, на вынос мебели в период
большого траура.
«Не неразумный ли это предрассудок? Из того, что человек умер, не следует,
будто и другие должны
умереть вместе с ним. (...) Настоящая скорбь сосредоточивается в сердце и не
связана с мрачными
одеждами, ношение которых нам свойственно» [330].
В 1800 г. отношение к трауру меняется. Дюваль
рекомендует выносить все из жилищ умерших. Жирар
хотел бы «восстановить почти забытый обычай траура», некогда весьма
распространенный, но в
дальнейшем «ставший пустым сентиментальным кокетством». В 1800 г. уже не принято
говорить о
трауре в том легком и насмешливом тоне, какой позволяет себе за 32 года до
этого аббат Койе.
Привыкшие к многовековой медлительности психологических перемен, мы поражаемся
чрезвычайно
быстрому появлению новой чувствительности. Безусловно, она уже таилась
подспудно, и известные по
работам Ж.Л.Фландрена изменения в семейных отношениях в конце XVII в.
предвещают ее рождение
на свет, однако в последней трети XVIII в. все действительно опрокинулось с
небывалой
стремительностью.
Мы уже видели в предыдущей главе не только
возвращение к большому и длительному трауру, но и
аффектацию его спонтанности: люди начинают следовать не обычаю, а порыву своего
горя и заходят
дальше, чем то предписывал старый обычай. Даже в аристократической среде вдова
уже не
соглашается оставаться дома во время Спокойного богослужения. Она присутствует
на нем, хотя
поначалу тайком, в уголке церкви. Завтра она уже будет носить траурную вуаль и
креп, как это к тому
времени вошло в обычай у городской буржуазии.
Все рассмотренные здесь проекты выражают
мнения людей серьезных и разумных, уважаемых и точно
передающих господствующие в обществе чувства. Но тема стала модной, вызвав к
жизни документы,
которые уже современникам казались безумными. Но и в этом безумии должен быть
какой-то смысл.
Пьер Жиро, архитектор, построивший Дворец правосудия в Париже, опубликовал в
связи с тем же
конкурсом, объявленным Французским Институтом, свой собственный проект
кладбища. Он
напоминает читателям погребальные обряды древних народов, кратко разбирает
современные ему
обычаи, главное же внимание уделяет способу превращения человеческих останков в
некую
«неразрушимую субстанцию», из которой можно изготовлять медальоны, хранящие,
таким образом, не
только память, но и само «вещество» каждого жившего на земле человека.