ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 230

Это место придаст «невольное очарование» вашему саду, станет приютом уединенных медитаций,
излюбленным местом прогулок. Там же, в своем саду, хотел бы лежать и сам поэт. Он обращает к жене
последнюю мольбу: В тиши полей зарой мой скромный гроб.

Его блаженная мечта — уснуть на берегу светлого ручья, в тени старого дуба, и в этом своем желании
он не видит ничего антихристианского, ведь место погребения будет освящено и окроплено святой
водой, там будет воздвигнут крест, как и на публичном кладбище. Обратившись к литературе того
времени, мы увидим, что Делилль был далеко не одинок в своем предпочтении собственного сада как
желанного места захоронения. Общее кладбище рассматривалось зачастую как последний приют
бедняков и всех тех несчастных, у кого нет своих полей или садов вдали от городского шума и суеты.
Еще и сегодня во Франции можно найти такие домашние захоронения. Так, в предместье Эксан-
Прованса сохранилась гробница Жозефа Сека, разбогатевшего мебельщика, воздвигнутая возле его
дома: иконография этого необычного мавзолея явно выдает свое масонское происхождение.

Идея «купить участок земли длиной в 20 футов и шириной в 12» для того, чтобы устроить себе там
могилу, приходила и Шатобриану. Он хотел бы окружить это место простой железной решеткой, а
внутри поставить гранитный цоколь, увенчанный небольшим железным крестом. «В остальном же ни
надписи, ни имени, ни даты. (...) Я желаю, чтобы господин кюре из Сен-Мало благословил место
моего будущего упокоения, ибо прежде всего хочу быть похороненным в освященной земле» [334].

Конечно, эта практика частных захоронений не была французским изобретением. Намного раньше она
началась в Англии — разумеется, лишь в среде аристократии. Так, в 1729 г. семейство Говард
приступило к строительству в саду фамильного замка впечатляющего мавзолея, исполненного по
образцу Темпьетто, воздвигнутого в конце XV в. Браманте в Сан Пьетро ин Монторио[335]. Из Англии
этот обычай вскоре распространился и в ее колонии в Новом Свете, прежде всего в Вирджинию.
Каждую семью хоронили на ее плантации. В 1771 г. Томас Джефферсон лично начертил план своего
места погребения в его саду, где он много лет спустя и был похоронен. Могила Джорджа Вашингтона в
Маунт-Вернон должна была служить образцом для всех, кто хотел избрать декорацией своего
захоронения сельский пейзаж. Из Вирджинии обычай частного погребения перешел в Новую Англию,
где до этого общим правилом было захоронение на кладбище.

Такие маленькие семейные некрополи на фамильных землях можно еще обнаружить и в наши дни.
Один из них был открыт в пригороде Вашингтона: частное кладбище семейства Дикинз, древнейшее
захоронение на котором датируется эпохой Войны за независимость. Но многие подобные погребения
были позднее разрушены или же надгробия были перенесены на общие кладбища — churchyards, дабы
сохранить эти часто великолепные памятники.

Мы не знаем, как случилось, что в течение первой половины XIX в. этот обычай во Франции исчезает.
Есть, однако, три района страны, где он удержался до нашего времени. Два из них протестантские
(Шарант и Севенн), а один католический (Корсика). Обычно возникновение протестантских
захоронений на лоне природы объясняют нежеланием гугенотов после отмены в 1685 г. Нантского
эдикта хоронить своих умерших на католических кладбищах — единственных разрешенных. Однако
такое объяснение не годится для Корсики, где еще в 1971 г. местный писатель Анджело Ринальди
замечал: «Я из страны, где за большие деньги воздвигают гробницы по сторонам дорог, подобно тому
как люди покупают себе машину, чтобы продемонстрировать блеск своего ранга». Впрочем, это не
такой уж древний обычай у корсиканцев. До Французской революции там, как и повсюду, хоронили в
церквах или около них. Только в эпоху Жака Делилля и Жозефа Сека обычай изменился. Но
примечательно, что он сохранился до наших дней.

В обычае частного погребения во Франции в начале XIX в. не было, мы полагаем, ничего
специфически протестантского. Как и католики, протестанты стояли в то время перед выбором: общее
кладбище или частное погребение, и если они выбирали второе, то по тем же мотивам, что и католики,
хотя к этому могло добавляться стремление не смешиваться с «папистами» и в месте последнего
Упокоения (полностью «нейтральными» кладбища во Франции стали только в 1881 г.). В названных
выше двух протестантских районах и на Корсике мы имеем, таким образом, дело с пережитками
обычая, восходящего к эпохе Наполеона.

В Англии и Северной Америке практика частных захоронений также была впоследствии оставлена:
главной причиной отказа от нее была проблема сохранения могилы на частной земле в случае смены

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости