Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь.
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
Смирнов Ю.А.
Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения.
Исследование, тексты, словарь.
стр. 43

погребального комплекса, но не несущий функций погребального сооружения или же находящийся
за его пределами, но имеющий непосредственное отношение к посмертному обращению.

Следует различать общие дополнительные структуры, ассоциирующиеся с погребальным памятником (например,
вал, возведенный вокруг могильника, кладбищенская церковь и пр.), и частные дополнительные структуры,
непосредственно связанные с отдельными погребальными комплексами (например, надгробный монумент, канавка
(деревянная рама) вокруг могильной ямы, вспомогательная камера с инвентарем и пр.).

Дополнительные структуры делятся на три типа:

1)    птоматомическая дополнительная структура (кремационная площадка, экскарнационный
помост (котел), бальзамировочный стол и т.п.);

2)    тафологическая дополнительная структура (вспомогательная камера — отсек, тайник,
закладная яма, — ограждение, пере(по)крытие (сень), подъезд, дорога и пр.);

3)    мнемологическая дополнительная структура (надгробный памятник, мемориальный комплекс —
заупокойный храм, дом-музей, алтарь и т.п.).

В зависимости от степени удаления дополнительной структуры от останков погребенного и/или
тесноты связи с погребальным сооружением дополнительные структуры делятся на четыре
подтипа: а) с о-провождающая дополнительная структура; Сопутствующая дополнительная
структура; в) сопредельная дополнительная структура; г) сопричастная дополнительная структура
(подробнее см. гл. 4 «Погребальный комплекс»).

Основываясь на функциях (фактических — там, где они известны, и формальных — где
определение затруднительно), все дополнительные (некрологические) структуры можно разделить
на три основные категории: культовые, прикладные и танатологические.

77

Культовые, в свою очередь, делятся на обрядовые и знаковые. Обрядовые выполняют в основном три
функции: 1) жертвенную, 2) очистительную и 3) охранительную — и обычно представлены всякого рода
сооружениями типа: «(заупокойный) храм» («жертвенник»), «водоем», «ограждение», «покрытие».
Знаковые выполняют меморативную функцию и обычно представлены сооружениями типа
«надгробие» и «мемориал» (см. табл. 12).

Следует подчеркнуть, что, во-первых, в понятие «мемориал» не входят комплексы, содержащие погребения и/или
выставления (это либо чистые кенотафы, либо структуры типа «музей»), а во-вторых, в; зависимости от характера
мемориального комплекса к нему может примыкать и целая организация — от обслуживающего персонала до
научного коллектива.

Прикладные структуры играют в основном вспомогательную роль, и их функции делятся на:
коммуникационную, которую выполняют пути сообщения (типа «восходящая дорога» от нижнего храма
к верхнему — Древний Египет) и средства передвижения (доставки) типа «погребальная колесница» и
т.п.; ремесленную, которую выполняют различные предприятия и мастерские (гончарные, гранильные,
столярные, швейные, цветочные и пр.), обслуживающие эту сферу человеческой деятельности;
торговую, которую представляют магазины похоронных принадлежностей и подобные торговые
заведения; складскую, которую осуществляют всякого рода хранилища похоронного инвентаря и гото
вых изделий, склады и т.п. (в том числе и вспомогательные погребальные камеры, содержащие только
погребальный инвентарь, тайники с инвентарем в погребальных сооружениях и пр.); бытовую,
включающую в себя различные жилые, кухонные, сторожевые, подсобные и подобные им помещения.

Нужно иметь в виду, что коммуникационная структура (как, впрочем, и складская) может иметь не только
прикладную, но и культовую функцию, например, знаковый (церемониальный) характер дорог в «Долине царей», ве
дущих к минским (1368—1644) и циньским (III в. до н.э.) усыпальницам, лестницы сталинградского и московского
Мемориалов Победы и подобных комплексов.

Сферы приложения танатологических структур (в самом общем плане, на мегаструктурном уровне)
условно расходятся в трех направлениях:

1)    птоматологическом, включающем структуры и организации типа: «анатомический театр»,
«бальзамарий» (бальзамировочные мастерские Древнего Египта и институты («Институт Ленина» при
Мавзолее) и т.п.), «крематорий», «морг», «экскарнарий» (дахмы зороастрийцев и др.);

2)    тафо-мнемологическом, идущем практически параллельно первому и включающем структуры и
организации типа: «колумбарий», «музей» (музей-квартира, музей памяти (павших, жертв репрессий) и
подобные им мемориалы), «мумиарий» (пещеры Киево-Печерской лавры, «Зал инкарнаций в Лхасе»,
дома мертвых, современные мавзолеи и др.), «некрополь», «остеотека» (наусы, астоданы и т.п.);

3)    некрологическом, куда включаются различные общественные институты, связанные с проблемами
смерти и посмертного обращения, а

78

именно: религиозные союзы и братства; профессиональные корпорации (могильщики, обмывальщики,
кремировщики и т.п.); социальные организации (похоронные бюро, медицинские учреждения —
хосписы, реанимационные отделения и др.); дома престарелых; страховые компании; научно
исследовательские центры и лаборатории (см. табл. 13).

Таким образом, птоматологические мегаструктуры обеспечивают исполнение цикла предваряющих
операций, принятых той или иной традицией; тафо-мнемологические — исполнение завершающих и
последующих действий, направленных на сохранение останков умерших и сбережение памяти об
усопших; а некрологические обеспечивают равновесие между жизнью и смертью (живыми и мертвыми)
на религиозном, профессиональном, социальном и научно-исследовательском уровнях.







Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости