По следам Хемиуна (ч. 5) |
Главная Россия Европа Азия Африка Сев. Америка Юж. Америка Океания Новости ССЫЛКИ |
М. Н. Зубков | Содержание: - часть 1 - Введение. Глава 1. Великая пирамида - Проект организации работ с точки зрения современного инженера - часть 2 - Глава 1. Великая пирамида - Проект организации работ с точки зрения современного инженера (окончание) - часть 3 - Глава 2. Индустрия без сопромата и материаловедения - часть 4 - Глава 2. Индустрия без сопромата и материаловедения (продолжение) - часть 5 - Глава 2. Индустрия без сопромата и материаловедения (окончание) - часть 6 - Глава 3. Предназначение пирамид - часть 7 - Глава 3. Предназначение пирамид (продолжение) - часть 8 - Глава 3. Предназначение пирамид (окончание) |
"Они ушли, имена их исчезли вместе с ними, но их
творения заставляют вспомнить о них…" (Папирус II-го тыс. до н.э.)
Особенности Великой пирамиды: Камера Царя.
Камера Царя является самым высоко расположенным помещением пирамиды и, кроме того, ею заканчивается восходящий проход, который ведет к ней через Большую галерею. В отличие от Подземной камеры и Камеры Царицы Камера Царя не находится на центральной оси пирамиды, а несколько смещена в сторону запада. Она полностью выполнена из гранита и, по мнению ряда исследователей, сооружена так, что ее стены не опираются на ее пол. Возможно, это конструктивное решение было использовано с целью придания данному помещению некоторых необычных свойств.
Большинство исследователей давно обратили внимание на тот факт, что выложенная громадными гранитными блоками Камера Царя имеет ряд звуковых особенностей. О них лучше всего в своей работе "Могла ли петь Великая пирамида?" рассказал исследователь Алан Элфорд:
"Камера Царя уникальна... тем, что полностью сделана из гранитных блоков. Именно из-за этого (гранит является отличным резонатором) комната обладает исключительными акустическими свойствами. На протяжении столетий было известно, что Камера Царя имеет особые акустические свойства. В 1881 г. француз Жан Палмер посетил Великую пирамиду и сообщил, что гранитный саркофаг при ударе по нему "звучал подобно колоколу" ...Но дело не только в саркофаге. Сама камера известна своей способностью резонировать с каждым звуком, будь это голос или стук шагов... За последние годы акустика Камеры Царя исследована множеством энтузиастов... Их испытания установили, что Камера Царя имеет впечатляющее время отражения (время в секундах, требуемое для полного затухания звука) и резонирует наиболее активно на очень низких частотах... таким образом, Камера Царя представляет собой своего рода гигантскую звуковую коробку".
Из этого можно сделать вывод: древние строители знали ряд акустических приемов, которые позволяли им добиваться определенных звуковых свойств отдельных помещений. Считается, что в помещении Камеры Царя они добились резонансного звучания звуков на частоте 30 гц. Это достаточно низкая частота для человеческого уха, так как снижение частоты звука ниже 16 гц человеком уже не воспринимается. Это считается числовым значением отсчета неслышного для человека инфразвукового диапазона.
В Камере Царя установлен и гранитный саркофаг. Особенностью его является то обстоятельство, что его внутренний объем практически в два раза меньше внешнего. Соотношение 2:1 прослеживается и в размерах сторон самой Камеры Царя. Итак, Хемиуну для чего-то было нужно дважды подчеркнуть соотношение 2:1 в помещении, где все: стены, потолок, пол и даже "мебель" (саркофаг) были изготовлены именно из гранита.
|
Общий вид Камеры Царя |
Гранитный саркофаг |
Элементы
камеры Царя Фотографии Йона Бодсворта (Jon Bodsworth©, egyptarchive.co.uk) |
Саркофаг имеет и еще одну особенность, о которой упоминают все, кто занимается исследованием технических возможностей древней цивилизации. Несмотря на обилие различных каменных предметов и архитектурных деталей из пород повышенной твердости (гранит, базальт), разбросанных на плато Гиза, саркофаг как бы является идеальным комбинированным образцом возможностей древних зодчих в обработке такого твердого материала как гранит. Здесь и следы выемки гранита трубчатыми пилообразными сверлами, здесь и следы распиловки плоскими пилами его внешних сторон. Причем, как бы нарочно, продемонстрированы возможности примененных технических приемов. Впрочем, судите сами. Вот что писал об этом еще в конце XIX-го столетия Ф. Петри: "На северной стороне саркофага есть место…где пила врезалась слишком глубоко в гранит и была отодвинута назад каменотесами; но это новое начало, которое они сделали, оказалось все еще слишком глубоким, и они вернулись вторично на пять сантиметров назад, уменьшив более чем на 3 мм начальное углубление".
Лучше всех это обстоятельство прокомментировал А. Ю. Скляров в своей книге "Цивилизация древних богов Египта": "Ручная распиловка гранита – процесс очень медленный. Это показали, впрочем, и эксперименты, которые мы ранее упоминали. Даже при самых оптимистичных оценках Стокса (экспериментатор, опробовавший предполагаемые древние методы распиловки гранита, - М.З.), проводившего эти эксперименты, скорость выборки гранита могла составлять всего порядка 25 кубических сантиметра в час. А это для использованных Стоксом размеров блока и пилы дает заглубление пилы за этот же час не более половины сантиметра. При такой медленной скорости мастер всегда может вовремя заметить отклонение пилы от необходимого направления и внести исправления еще до того, как пила отклониться на существенное расстояние...
Более того, тот, кто делал "саркофаг", избрал далеко не самый легкий путь исправления ошибки – вместо того, чтобы просто наклонить пилу, был сделан отступ назад. А для того, чтобы начать распиловку в уже имеющемся пропиле с нового места, требуется очень серьезное боковое усилие и большая нагрузка на режущую кромку пилы".
Несмотря на то, что А. Ю. Скляров является сторонником строительства пирамид механизмами высокоразвитой працивилизации, существовавшей задолго до Древнего Египта, он точно описал неестественность примененных приемов ручного способа распиловки гранитного блока. Кроме того, вызывает удивление тот факт, что один из самых важных элементов пирамиды – саркофаг, выполнен столь небрежно. Может быть, то, что мы называем саркофагом, оставлено нам как демонстрация технических возможностей древних? Возврат пилы на пять сантиметров назад, о котором упоминал Ф. Петри, говорит о том, что древние рабочие примерно десять часов пилили гранит "не в ту сторону". Вряд ли это было возможно, особенно для одного из самых важных блоков (из 2300000 шт., примененных в пирамиде). Если для этого применялись механизмы, как это утверждает ряд исследователей, то почему бы тогда было не выпилить новый, более аккуратный блок?
Примерно так же обстоят дела и со следами выборки внутреннего пространства саркофага. Здесь опять лучше процитировать Ф. Петри: "На восточной стороне внутренней поверхности (саркофага) остался сохранившийся кусок от отверстия трубчатого пропила, где мастера наклонили сверло в сторону, отклонившись от вертикали. Они усердно пытались полировать все рядом с этой частью и выбрали около 3 мм по глубине вокруг нее; не все же они были вынуждены оставить след от отверстия на 3 мм глубже, на 73 мм длиннее и на 33 мм шире; основание этого места более, чем на 200 мм ниже первоначальной вершины саркофага. Они допустили такую же ошибку на северной стороне внутренней части (саркофага), но в гораздо меньшей степени".
Странно, конечно, что, работая очень чисто с гранитными стелами, с полированными гранитными поверхностями, они оставили столько следов-погрешностей на саркофаге. Может быть, гранитный блок-саркофаг, все же, оставлен нам в таком виде, чтобы показать, что ими, строителями, был найден такой способ ручной распиловки гранита, что они могли:
- пренебрегать нерациональным использованием трудозатрат при ошибочно выполненных работниками действиях, т.е., фактически, намекая на то, что произведенные ими трудозатраты при распиловке гранитного блока значительно меньше, чем мы предполагаем?
- найденный ими способ распиловки гранита позволяет пилить гранит и "вбок" (расширять пропил и в горизонтальную сторону), не смотря на значительные неудобства такого способа и необходимость прикладывать значительные усилия?
- производить внутреннюю выемку цилиндрическими пилами достаточно больших объемов гранитного материала (внутренняя полость саркофага)?
Кроме того, не стоит забывать, что вся Камера Царя выложена из отшлифованных гранитных блоков. Воистину, ее было бы правильнее назвать Гранитной палатой, палатой, которая демонстрирует возможности древних строителей в обработке таких твердых минералов как гранит.
Говоря о недостатках изготовления саркофага, можно, конечно, попытаться списать все на человеческий фактор и недостатки древних методов технического контроля. Наверное, строители не могли контролировать смещение рабочего инструмента во время сверления отверстий, вот и ушло трубчатое сверло в сторону. Возможно, саркофаг должен был быть закончен к какому-то ритуальному действию, проводившемуся в определенный срок, спешили, вот и получилось несколько коряво. Но, почему, все же, при распиловке блока для саркофага, около десяти часов рабочие пилили "не туда"?
Как увязать демонстрацию достигнутых древними строителями возможностей по обработке гранита со звуковыми качествами Гранитной палаты? Сторонники высокоразвитой працивилизации, говоря о качественных достижениях древних строителей при работе с гранитом, намекают на использование в древними ультразвуковых волн. При этом так механизм воздействия ультразвуковых волн на гранит физики объясняют так: частицы кварца, входящие в состав гранита, реагируют на ультразвуковые колебания и в момент резонанса усилят процесс размола обрабатываемой поверхности.
Могли ли древние строители использовать ультразвук, ведь нижний предел его шкалы начинается с 20 тыс. колебаний в секунду? В принципе, определенный резон в таком предположении есть, т.к. исследователи установили, что скорость, с которой древние египтяне сверлили более твердые каменные породы, была выше, чем при сверлении более мягких пород. Но что же могло быть источником таких колебаний, какие волны использовались, как поддерживались они в течение длительного периода обработки гранита?
Известно, что в природе ультразвук встречается довольно часто. Он есть и в шуме прибоя, и в звуках, издаваемых ветром. Пользуются им и живые существа, например – летучие мыши. Но предположить, что древние строители ловили массу летучих мышей, закрывали их в гранитном помещении типа Камеры Царя, устанавливали на блок трубчатое сверло-раструб и гоняли летучих мышей – это, все-таки, экзотика даже не для жанра в стиле "фэнтези", а в стиле сказки про Василису Премудрую. Тем более что к такому методу сверления гранита еще необходима и специальная абразивная суспензия, применяющаяся в современной практике ультразвуковой обработки материалов.
Возьмем такой вид обработки как изготовление отверстий в граните. Если судить по дошедшим до нас образцам просверленных древними отверстий и кернов к ним, то на стенках отверстий можно заметить круговые спиральные бороздки. Эти бороздки практически одинаковы на всю глубину отверстий и говорят о наличии инструмента, который сохранял свою режущую кромку на протяжении всего процесса высверливания отверстия.
Из чего мог быть изготовлен такой инструмент? Вряд ли из меди. Твердость гранита по минералогической шкале твердости – 7, меди 3, а тверже всех алмаз, у которого этот коэффициент принят равным 10. Между гранитом и алмазом расположились следующие эталонные представители шкалы твердости минералов: топаз, у которого этот показатель равен 8 и корунд, у которого данный показатель равен 9.
В принципе, надо помнить о том, что обрабатывать гранит, в основном, могут лишь инструменты из специальных сталей или природные абразивы. Так как до инструментальных сталей и инструментов с алмазным напылением в момент строительства пирамид оставалось еще более сорока веков, вывод, наверное, однозначен: в качестве основного обрабатывающего инструмента древних остаются природные абразивы. К примеру, материалом для них могут быть кремневые конкреции, чья твердость по шкале минералогической твердости нисколько не уступает граниту, а иногда и превосходит его. Еще древние египтяне могли использовать инструмент, отлитый из меди, перемешанной с высокой процентной долей абразивной крошки. Кроме того, они могли, судя по всему, изготавливать трубчатые сверла целиком из камня. Ведь изготавливали же они каменные сосуды из твердых минералогических пород? Почему бы им не сделать из этого же материала и трубчатые сверла?
|
Конечно, нашим современникам сложно представить себе ситуацию, когда на просверливание одного отверстия в граните уходило несколько дней упорного труда. Но то было совсем другое время, другое соотношение между целями и средствами их достижения. Смоделировать изменение ценности цели при росте затрат на их достижение можно следующим примером: многие бы наши современники сегодня продолжали курить, если бы еще не были изобретены спички и зажигалки, а для того, чтобы выкурить сигарету, надо было бы каждый раз добывать огонь трением? |
Но остается открытым вопрос: а как они тогда изготавливали режущий инструмент, ведь чтобы быстро изготовить, к примеру, круглый диск из кремния, нужен материал, по твердости превышающий изготавливаемое изделие. Археологи не подтверждают использование древними египтянами в качестве инструмента материалов минерального происхождения высокой твердости (алмаз), поэтому изготовление режущего инструмента занимало, вероятно, немало времени. Возможно, для его изготовления вручную использовалось некое подобие абразивной суспензии и, главное, на его изготовление тратились значительные периоды времени. То есть режущий инструмент изготавливался из более твердого материала, чем использовавшийся на его изготовление абразивный материал, но с использованием большого количества абразива и за значительный период времени.
|
Со случаями истирания поверхностей, изготовленных из прочного материала, работающими в соприкосновении с более мягкими материалами, в повседневной жизни мы сталкиваемся неоднократно. К примеру, - истиранием полозьев саней при длительном их соприкосновении со снегом или лезвий коньков при катании по льду не удивишь никого. Однако по твердости металл, из которого изготавливаются полозья или коньки, значительно превышает твердость снега и льда. Широко известны случаи разрушения твердых скальных поверхностей струями воды в пещерах, даже если расход воды не превышает объема одной капли в минуту. То есть, обработка твердого материала более мягким принципиально возможна, а если проявить человеческое упорство и настойчивость, умение накапливать опыт, способность к рационализации, способность "чувствовать" материал (а эти свойства более всего характеризуют древних мастеров) начинаешь понимать, что в задаче обработки твердых материалов есть не только готовые ответы в виде достижений древних египтян, но можно найти и принципиальные пути для ее решения. |
Но как же все-таки быть со звуковыми качествами гранитной Камеры Царя? Действительно ли Великая пирамида издавала звуки? Можем ли мы восстановить "звуковой механизм" пирамиды? Для этого необходимо понять принцип действия древних устройств, которые существовали на выходе из "вентиляционных" каналов Камеры Царя. Кое-что от них даже осталось и сейчас храниться в Британском музее. (В книге "Секреты пирамид" Р. Бьювела и Э. Джилберта рассказывается о находке металлической пластины на выходе из южной шахты Камеры Царя).
Если подтвердиться предположение о том, что Великая пирамида могла издавать звуки, то комплекс функций, выполняемых ею в древние времена, может значительно расшириться. Кроме того, это может объяснить и некоторые особенности ее строения, не говоря уже о функциональном назначении помещения под названием "Камера Царя" как звуковой "музыкальной коробочки", а "саркофага" как камертона или резонатора звука определенного тона. К ранее существовавшему предположению о том, что едва заметная вогнутость сторон пирамиды могла служить древним египтянам для уточнения календарных дат года, может добавиться гипотеза о том, что ряд календарных дат подтверждался, так сказать, и "звуковым сопровождением". Доказательства того, что египтяне обладали таким умением, в древнем Египте имеются: колоссы Мемнона или храм Рамзеса II в Абу-Симбеле.
Косвенным примером умения древних строителей пирамид вызывать активное движение воздуха во внутренних помещениях пирамид, может служить и "Ломаная пирамида" в Дашуре. Вот что пишет о ней в своей книге "Древний Египет" археолог Барбара Мертц: "Когда Перринг и Визе, первые европейцы, развернувшие систематические работы в древнем Мемфисе, расчистили эту пирамиду в 1839 году, они сообщили об одном странном инциденте. Условия работы в глубоких коридорах пирамиды были очень тяжелыми и рабочие очень сильно страдали от жары и духоты. 15 октября 1839 года, когда потные люди задыхались от нехватки кислорода, в душных проходах внезапно задул сильный прохладный ветер. Он дул два дня и притом так сильно, что гасил у рабочих лампы, затем также внезапно прекратился". К сожалению, больше данных об этом необычайном явлении не имеется, и можно только гадать, что было причиной его возникновения: заложенная древними строителями "продувка" коридоров, ориентированная на календарную дату или "автоматизированная" подача свежего воздуха во внутренние проходы пирамиды, спровоцированная появлением в них аэродинамического препятствия - большого количества людей...
|
Гипотеза о звуковых возможностях Великой пирамиды, по мнению автора, ни в коем случае не отвергает теорию о звездной ориентации шахт, идущих из обеих камер пирамиды. Наоборот, изящное техническое решение, достигнутое древним зодчим в решении задачи их комплексного назначения, просто поражает и по-новому заставляет нас оценить стремление зодчего к невероятной точности в ориентации пирамиды по сторонам света, без которой механизм визуального и звукового определения календарных дат просто бы давал сбои. |
Однако как быть все-таки с обработкой гранита? Мог ли для этого использоваться звук? Однозначно на этот вопрос отвечать пока трудно, так как область умения и возможностей древних строителей пирамид все время расширяется с каждой археологической находкой. Но можно предположить, что такой механизм все-таки существовал. Ведь об использовании древними звука говорят уже давно. Достаточно вспомнить, хотя бы иерихонские трубы...
Особенности Великой пирамиды: восходящий и нисходящий коридоры.
Нисходящий коридор ведет в традиционную подземную камеру, которая является обязательным помещением для всех пирамид Древнего Египта. По линии восток-запад подземная камера расположена точно под вершиной пирамиды. По протяженности нисходящий коридор является более длинным, чем восходящий коридор, оканчивающийся Камерой Царя. К нисходящему коридору относится и основной вход в пирамиду. Интересная особенность: северный вход в пирамиду расположен не точно по центру северной стороны пирамиды, а смещен на восток более чем на 7 метров.
Несмотря на то, что восходящий коридор идет вверх и заканчивается Камерой Царя, а нижний ведет вниз к подземной камере, угол наклона у них одинаков и составляет примерно 26 градусов. Особенный интерес представляет, несомненно, восходящий коридор, так как в других пирамидах на плато Гиза аналогов ему пока не обнаружено. Если наше предположение о том, что каждое помещение Великой пирамиды является своеобразным образцом возможностей, достигнутых древними строителями, то восходящий коридор служит связующим звеном между ними. Тогда получается, что именно параметры восходящего коридора определили месторасположение Камеры Царицы, Камеры Царя и Большой галереи. Не все, наверное, согласятся с подобным утверждением, хотя даже если бы строители соорудили восходящий коридор, начав его непосредственно со входа в пирамиду, месторасположение Камеры Царя и Камеры Царицы изменилось бы всего на десяток метров вверх. Здесь можно прийти к неожиданному выводу: внешние размеры Великой пирамиды являлись вынужденными и обоснованными размерами тех помещений, которые в нее встроены. Если зодчий пирамиды стремился учесть все: размер и месторасположение Камер Царя и Царицы, угол подъема и размер Большой галереи, а также отнести вглубь от стен, для безопасности, деление входного туннеля на восходящий и нисходящие коридоры, понимаешь, что размер стороны пирамиды в 230 метров является вынужденным. Выходит, что не Хеопс страдал гигантоманией, а цели строительства и свойства пирамиды продиктовали необходимость увеличения ее размеров до существующих...
Вибрация и подъем блоков.
Могли ли древние египтяне использовать те технические методы и приемы, физическую сущность и математические модели которых были изучены лишь в значительно более поздние времена? Да, бесспорно. Применяли же они стрелковые луки, ничего не зная о физической сущности изгиба и деформации материалов, использовали воду для выравнивания оснований для пирамид, не представляя математическую сущность закона всемирного тяготения, строили корабли, не зная даже закона Архимеда. Да и вообще, считается, что из арифметических действий они знали лишь сложение и вычитание, применяя эти действия даже при необходимости деления и умножения.
Одним из таких физических явлений, чье описание появилось во времена интенсивного изучения механики и, тем не менее, возможно, использовалось древними египтянами, является вибрация. Но для начала цитата:
"В 1936 году археологи обнаружили, возможно, копию одного из этих объектов, представляющую собой странный округлый предмет с множеством замысловато изогнутых линий и выдавленных контуров, неподдающийся идентификации. Примечательно, что этот предмет был найден среди других "необычных медных вещей" в гробнице наследного принца Сабу, сына царя Первой династии Аджиба, так что он мог быть помещен в усыпальницу лишь в 3100 года до нашей эры. Конечно, этот предмет мог быть изготовлен намного раньше указанного времени, но никак не позже. Делая отчет об археологических находках на территории северной Сахары, к югу от великих пирамид Гизы, Уолтер Б. Эмери (автор книги "Великие гробницы царей Первой Династии") описал этот предмет как "шарообразный сосуд из аспидного сланца", причем отметил, что "не было найдено ни одного удовлетворительного объяснения любопытной конфигурации этого объекта". Предмет был вырезан из твердого куска сланца – минерала, как известно, очень хрупкого и имеющего тенденцию к расслоению на тонкие, неровные пластинки. Следовательно, этот хрупкий минерал мог быть избран лишь с единственной целью: он наилучшим образом подходил для воспроизведения четких линий и контуров на поверхности изделия, предназначавшегося скорее для передачи формы некой конструкции, чем для какого-либо практического применения. На основании этого некоторые исследователи, например, Сирил Олдрел (автор книги "Египет к концу Древнего Царства"), пришли к выводу, что каменный предмет, "возможно, производит форму металлического оригинала" (из книги З. Ситчина "Лестница в небеса").
|
Загадочный "сосуд" Фото Йона Бодсворта (Jon Bodsworth ©, egyptarchive.co.uk) |
С точки зрения математики (если я, конечно, не ошибаюсь), данный предмет, представляет собой окружность, в которую вписана усеченная трехлучевая гипоциклоида. Но предмет имеет ось, что говорит о том, что при его использовании он вращался вокруг своей собственной оси. Ось не проходит через весь предмет, а оканчивается сферическим донышком. В обыденной жизни сложно представить себе назначение данного предмета (в ряде публикаций его называют сосудом), но технически он может быть использован для создания кратковременной вибрации. Для этого его верхняя часть, имеющая ось, должна быть вставлена в отверстие чуть большего диаметра, чем диаметр оси, а сферическое дно просто опираться на блок пирамиды, который необходимо заставить вибрировать. Приложив усилие и заставив "вибратор древних" вращаться, раскрутив его за опоясывающий обод, можно, в принципе, не заботиться о необходимости дисбаланса "виброколеса" (необходимое условие для вибрации) при вращении, так как его сферическое дно строго не зафиксировано и при вращении будет обязательно создавать момент вибрации. Тот, кто сам когда-либо принимал участие в перемещении неподъемных предметов, помнит, что наибольшее усилие необходимо приложить в начальный момент движения перемещаемого предмета. Создание вибрации в момент начала движения блока, да и в процессе его перемещения, особенно если при перемещении используется качение, позволяет значительно снизить прикладываемое усилие для движения блока.
Возможно, при перемещении массивных блоков, использовалось:
- не одно "виброколесо", а несколько, в том числе и более массивные;
- с целью увеличения вибрации, из-за массивности блока, "виброколесо" могло устанавливаться не на самом блоке, а выше, на одном из элементов парусной конструкции, жестко соединенным с перемещаемым блоком или платформой, что могло усиливать момент вибрации и облегчало задачу по перемещению блока по шаровым опорам дороги. Вынос источника вибрации на расстояние от центра тяжести перемещаемого блока с целью уменьшения усилия, затрачиваемого непосредственно на вибрацию, есть весьма рациональное решение, так как усиливает момент и амплитуду вибрации.
Что знали и могли древние инженеры?
При обсуждении загадок, связанных со строительством пирамид во времена Древнего Царства, чаще всего говорят о небывалом взлете пирамидостроения за краткий для цивилизации период около ста лет. Однако это не совсем так. Действительно, самому пирамидостроению лет было немного. Но вот использованию камня в хозяйственной деятельности древних египтян, лет, судя по всему, было немало.
Изучая археологические материалы, собранные археологами на протяжении столетий, можно обратить внимание на то, что ряд инструментов, чье предназначение можно отнести к камнеобработке, относятся даже не к временам фараонов Джосера или Снофру, а к временам I-II династий египетской истории, т.е. за 400-500 лет до начала пирамидостроения. В собрании так называемой "Саккарской коллекции" Каирского музея есть ряд каменных дисков с центрированными круглыми отверстиями, напоминающие сегодняшние шлифовальные и отрезные круги для обычных ручных шлифмашинок. Однако использовать их на современных режуще-шлифовальных инструментах нельзя, так как они вряд ли выдержат обязательные испытания на прочность, которым подвергаются их сегодняшние аналоги, изготовленные по специальной технологии. На испытательном стенде современные диски заставляют вращаться с повышенной скоростью. Бракованные диски или диски, выполненные с нарушением технологии, во время вращения рассыпаются. Скорее всего, этот режущий инструмент из Саккарской коллекции использовался древними вручную при возвратно-поступательных движениях, напоминающих движения человека при работе на примитивной зернотерке. Только вместо камня для растирания зерна в его руках был стоящий вертикально диск, надетый на круглую деревянную рукоятку-ручку. В принципе, таким инструментом можно создавать прямолинейные пропилы на глубину в половину диаметра диска на материале какой угодно протяженности. То, что представленные в музее диски выполнены из камня разных пород, говорит о сложившейся у древних практике применения разнообразных режуще-шлифующих материалов к разным породам обрабатываемого камня.
В начальной стадии работы при выполнении линейного пропила круглыми каменными дисками использовались, вероятно, направляющие деревянные рейки. Это не только обеспечивало прямолинейность пропила, но и снижало риск повреждения режущего диска в том случае, если работник ошибался, и усилие в одну из боковых сторон диска могло разрушить сам диск. При необходимости дальнейшего углубления в материал использовались, скорее всего, плоские медные пилы.
Как считают археологи, плоская медная пила изготавливалась без привычных нам зубьев, а резка распиливаемого материала осуществлялась при помощи подсыпаемого под нижнюю кромку пилы кварцевого песка. Представляется возможным использование в качестве режущей кромки пилы своеобразного сплава полотна пилы с твердыми абразивными частицами минерального происхождения. Вообще, шершавая режущая кромка пилы должна повысить ее производительность, т.к. попадая на такую поверхность песчинки кварца в момент резки, должны вместе с движущейся пилой проходить больший путь (чем с гладкой пилой) и, следовательно, ускорять процесс резки блока.
Выводы к главе 2.
Обобщая материал, приведенный в данной главе, можно утверждать, что:
1. К моменту строительства гигантских пирамид в Древнем Египте древние инженеры знали следующие природные явления и эффекты:
- воздействие силы ветра на парус;
- свойства звукового эффекта, вызванного движением воздуха;
- возможности изготовления сплавов меди с различными измельченными природными абразивными материалами для использования в качестве режуще-обрабатывающего материала;
- имели представление о сравнительной твердости минералов и камня;
- возможности уменьшения силы трения используя свойства трения качения;
- свойства движения воздуха в трубе или туннеле, управление направлением движения воздуха в туннеле;
- определяли принципиальную разницу между трением скольжения и трением качения;
- эффект расширения древесины от влажности.
2. К моменту строительства пирамид в Гизе древнеегипетское общество достигло высокого уровня в:
- организации сложных проектов, требующих большого количества людей и материальных затрат;
- ряде точных науках, таких как механика, физика, математика, статистика;
- в умении использования идеологического обоснования выполняемых действий;
- в умении определить, на своем уровне, пути развития общества и цивилизации.
Некоторые итоги.
Так чего же все-таки хотел древний зодчий, возводя свое творение – Великую пирамиду? Кто был автором ее необычных свойств: Хемиун, сам Хеопс, а может быть сын Хеопса Джедефхор, прославившийся в истории Древнего Египта как выдающийся мудрец и мыслитель? Кто, говоря современным языком, выдал "техническое задание с перечнем свойств, необходимых планируемой пирамиде"? Сказки Древнего Египта, в отличие от сочинений Геродота, приписывают Хеопсу любознательность и научную направленность в поисках тайн бога знаний Тота. Интеллектуальные творения Джедефхора нам неведомы – они растворились во времени, оставив нам лишь воспоминания о том, что они были. В тени времени остались и те, кто произвел необходимые вычисления, кто рационализировал приемы обработки камня, кто на своем техническом уровне "механизировал" доставку материала и добился сверхточных размеров. Каким целям древнего общества служила эта пирамида? Можно предположить следующее:
1. Сама пирамида – это комплекс религиозно-ритуального назначения. Во времена IV династии общество, обобщив свои достижения в строительстве и обработке материалов, в организации работ и управлении, стремилось активно использовать полученные возможности в сооружении объектов религиозно-ритуального назначения, подчиненных религиозным и мировоззренческим устоям, господствовавшим в этом обществе на данный период его истории. Считая достигнутые ими научные и технические успехи выдающимися и справедливо полагая, а может быть, зная, что за периодами подъема и развития должны последовать периоды кризиса общества, они приняли решение о закреплении достигнутых ими знаний, технических приемов и наработанного опыта управления в гигантских неразрушаемых сооружениях ритуально-магического назначения: в крупномасштабных пирамидах. Строя гигантские пирамиды древнее египетское общество, по крайней мере, на территории Африки, испытывало свои силы в объединительных, общенациональных проектах грандиозного масштаба.
2. Устройство Великой пирамиды отличается от устройства всех остальных пирамид. Возможно, в связи с тем, что древний зодчий Хемиун, обустраивая внутренние помещения и переходы пирамиды, оставил понятным ему языком строителя последующим поколениям своеобразное описание строительных методов и приемов, примененных при строительстве пирамиды. Почему он не оставил их в виде чертежа на стенах камер? Их могли уничтожить вандалы или, может быть, он считал, что сделанное им в виде внутренних пирамидальных объектов будет лучше любого чертежа. Но почему он не оставил надписей? Наверное, потому что с имеющимися надписями пирамиду легче было присвоить кому-либо из тщеславных потомков, ведь достаточно лишь перебить имя в каменной строке. Впрочем, надписи могли быть в ритуальных храмах пирамидального комплекса, но от них сегодня мало что осталось.
Наверное, некоторые загадки Великой пирамиды будут решены лишь при обнаружении захоронения Хеопса. Автор не хотел бы, чтобы его и здесь поняли однозначно, что он сторонник гипотезы о том, что пирамида – это гробница. Пирамида – это, скорее, комплекс сложного назначения, в котором, возможно, есть место и гробнице правителя, при котором она была построена. Но где искать захоронение Хеопса? Оставил ли Хемиун указание на этот счет? Для чего вообще строились пирамиды и другие мегалитические сооружения? Мнение автора об этом в следующей главе 3 "Предназначение пирамид".
Все права на содержание статьи принадлежат
Михаилу Николаевичу Зубкову©.
Использование всего материала или его
части возможно только с разрешения автора (Zubkov-mn@yandex.ru)