ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 11

исходит из молчаливого допущения, что выводы, опирающиеся на материал, который характеризует
высший слой общества, так или иначе могут быть распространены и на его низы.

Оправдан ли подобный избирательный аристократический подход? Ведь Арьес, разумеется, отлично
знает, что, например, на протяжении столетий бедняков хоронили отнюдь не так, как знатных и
состоятельных людей: если тела последних помещали в крипты под полом церкви или в могилы в
церковном дворе, то тела первых простонапросто сбрасывали в общие ямы на кладбищах, которые не
закрывали плотно до тех пор, пока они не были до отказа набиты трупами. Знает Арьес и то, что
«жилищем» сильного мира сего или святого после кончины служил каменный саркофаг, в более
позднее время свинцовый гроб или — для менее знатных и богатых — гроб деревянный, тогда как тело
бедняка доставляли к месту погребения на тачке или в гробу, который освобождался затем для новых
похорон. Наконец, Арьесу ведомо и то, что наибольшее количество заупокойных месс (подчас многие
сотни и даже тысячи) могло быть отслужено и произнесено по завещанию богача, духовного и
светского господина, а души представителей прочих слоев общества должны были довольствоваться
весьма скромными поминаниями. Поэтому и шансы социальных верхов и низов на спасение или на
сокращение сроков пребывания в чистилище расценивались в ту эпоху неодинаково.

Короче говоря, представления о смерти и в особенности связанные с нею ритуалы имели немалое
отношение к социальной стратификации, и игнорировать эту связь — значит неверно истолковывать и
самые установки в отношении к смерти, которые существуют в том или ином обществе. Исследования
других историков обнаружили, что самые небеса были в средние века иерархизированы. Немецкий
историк Динцельбахер пишет, что в противоположность аду — царству хаоса — рай в представлениях
средневековых людей фигурирует в виде царства порядка и иерархии; он говорит о «весьма
феодализированных небесах». В работах Арьеса по истории смерти концепция явно возобладала над
исследованием источников.

Указанная особенность подхода Арьеса к проблеме смерти объясняется, по-видимому, некоторой
общей теоретической предпосылкой. Он придерживается уверенности в существовании единой
ментальности, якобы пронизывающей все социальные слои. Он исходит, далее, из убеждения, что
эволюция мыслительных форм в первую очередь и определяет развитие общества, а потому считает
правомерным рассматривать ментальное автономно, вне связи с социальным. Но тем самым Арьес
изолирует такой предмет исследования, право на существование которого еще нужно обосновать. Как
заметил его немецкий критик, Арьес пишет историю того, что, по определению, самостоятельной
истории не имеет[17]. Такой подход, методологически сближающий Арьеса с Мишелем Фуко,
противостоит подходу многих других историков, которые настаивают на плодотворности изучения
явлений социально-психологического порядка в корреляции, взаимодействии с социальными
отношениями.

«Человек перед лицом смерти», как и другие работы Арьеса на ту же тему, вызвал широкий отклик в
исторической науке. Спустя несколько лет после появления этой монографии Мишель Вовелль
опубликовал еще более объемистую книгу под названием «Смерть и Запад с 1300 г. до наших
дней» [18]. По широте охвата исторического времени и по замыслу и исполнению она представляет
собой своего рода научный «противовес» книге Арьеса. В труде Вовелля наряду с многочисленными
конкретными наблюдениями содержится немало соображений теоретического и методологического
плана.

Если Арьес находит возможным, по существу, изолировать отношение людей к смерти от их
социальной системы, то марксист Вовелль утверждает, что образ смерти в определенный момент
истории в конечном счете включается во всеобъемлющую целостность способа производства, который
Маркс охарактеризовал как «общее освещение», как «специфический эфир», определяющий вес и
значимость всех заключенных в нем форм. В образе смерти находит свое отражение общество, но это
отражение — искаженное и двусмысленное. «Речь может идти только о сложно опосредованных,
косвенных детерминациях, — говорит Вовелль, — и нужно остерегаться утверждений,
устанавливающих механическую зависимость ментальности от материальной жизни общества.
Развитие установок общества пред лицом смерти необходимо рассматривать во всех диалектически
сложных связях с экономическим, социальным, демографическим, духовным, идеологическим
аспектами жизни, во взаимодействии базисных и надстроечных явлений». Не плодотворнее ли было бы
принять тезис о том, что явления разного порядка вступают в процессе общественной практики в
самые разнообразные и каждый раз по-своему структурирующиеся констелляции, так что невозможно

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости