ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 15

8.    Анонимность погребений истолковывается Арьесом как доказательства безразличия к
индивидуальности. Но как согласовать этот тезис, который, возможно, имеет под собой известные
основания, с тем, что с самого начала Средневековья в монастырях составлялись «некрологи» и
«поминальные книги», содержавшие тысячи имен умерших и живых, и эти имена сохранялись и при
копировании списков: за спасение души лица, внесенного в подобный список, молились монахи.
Сохранение имени может быть истолковано как внимание к индивиду. См.: Schmid К. und Wollasch J.
Die Gemeinschaft der Lebenden und Verstorbenen in eugnissen des Mittelalters. //Fruhmittelalterliche
Studien. Bd. 9. Minister. 1967.

9.    Le Goff J. La naissance du Purgatoire. P., 1981. Ср.: Jle Гофф Ж. С небес на землю (Перемены в
системе ценностных ориентации на христианском Западе XII-XIII вв.). Одиссей. Человек в истории.

М., 1991.

10.    Borst A. Zwei mittelalterliche Sterbeballe. //Merctir, 34, 1980, S. 1081-1098.

11.    Brenk B. Tradition und Neuerung in der christlichen Kunst des ersten Jahrtausends. Studien zur Geschichte
des Weltgerichtsbildes. Wien, 1966, S. 43 f. Cp. Rouche M. Haut Moyen Age occidental. //Histoire de la vie
privee. Sous la dir. de Ph.Aries et de G.Duby. T.I. Paris, 1985, p. 498.

12.    См.: Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989, с.
113-116.

13.    Подробнее см.: Dinzelbacher P. Vision und Visionsliteratur im Mittelalter. Stuttgart, 1981; idem.
Mittelalterliche Visionsliteratur. Eine Anthologie. Darmstadt, 1989; Гуревич А.Я. Проблемы средневековой
народной культуры. М., 1981, гл. 4.

Представление об индивидуальном суде над душою в момент смерти время от времени возникало и в
патристике. Однако эта идея была чрезвычайно неясной, и прямо о суде над душой индивида сразу же
после его смерти нигде не говорится.

14.    Chartier R. Les arts de mourir, 1450-1600. //Annales. E.S.C., 31e annee, № 1, 1976, p. 51-75.

15.    Гуревич А.Я. Культура и общество..., с. 87-88, 157.

16.    Dinzelbacher P. Reflexionen irdischer Sozialstrukturen in mittelalterlichen Jenseitsschilderungen. //Archiv
ftir Kulturgeschichte, Bd. 61, 1979, S. 16-34; idem. Klassen und Hierarchien im Jenseits. //Soziale

Ordnungen im Selbstverstandnis des Mittelalters (Miscellanea Mediaevalia, 12,1). Bonn, 1979, S. 35-40.

17.    Zeitschrift fur historische Forschung. Bd. 6, H. 2, 1979. S. 213f.

18.    Vovelle M. La mort et l'Occident de 1300 a nos jours. P., 1983. Cp. Vovelle G. et M. Vision de la mort et
de l'au-dela en Provence d'apres autels des ames du purgatoire. XVe — XXe siecles. P., 1970; Vovelle M.
Mourir autrefois. Attitudes collectives devant la mort aux XVIIe et XVIIIe siecles. P., 1974; idem. Piete
baroque et dechristianisation en Provence au ХУЩС siecle. P., 1978.

19.    Vovelle M. La mort et l'Occident, p. 23, 24; idem. Les attitudes devant la mort: problemes de methode,
approches et lectures differentes. //Annales. E.S.C., 31e annee, № 1, 1976.

20.    Vovelle M. Y a-t-il un Inconscient collectif? //Lapensee, № 205, 1979, p. 125-136 (Vovelle M. Ideologie
et Mentalites. P., 1982, p. 85 — 100).

От переводчика

Два томика, 648 страниц, набранных убористым шрифтом, — такова книга Филиппа Арьеса в издании
«Эдисьон дю Сей», по которому и сделан русский перевод. Обобщены результаты 15 лет
исследований. Сведена в стройную систему огромная масса данных, рассеянных во множестве

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости