света». Св. Павлин велел перенести тело
своего сына Цельса к мученикам Эколы в Испании, «дабы в
соседстве с кровью святых он почерпнул ту добродетель, которая очищает наши
души, как огонь» [42].
Итак, святые дают умершему, который был с ними «соединен», не только защиту от
Тартара, от мук
ада, но и толику своей добродетели и посмертно искупают его грехи.
Могилы мучеников стали, таким образом;
центрами притяжения для других погребений, и так как они
обычно располагались на некрополях за пределами города, то старые языческие
места захоронений
послужили для ранних христиан древнейшими и наиболее чтимыми местами
погребений. Совпадение
кладбищ и периферийных церквей, которое бросается в глаза даже самому
несведущему туристу при
посещении раскопок позднеантичных поселений, считается явлением, пришедшим из
римской
Африки. Первые признаки его были обнаружены археологами именно в Африке, откуда
этот обычай
перешел в Испанию и в Рим.
Martyria или
memoriae, сакральные постройки в память
о мучениках, строились первоначально на особо
чтимых могилах на кладбищах extra muros, вне
городских стен. Затем в стороне или на месте этой часовни возводились базилики.
В основании
кладбищ в предместьях часто находят расположенные одна против другой маленькую
часовню,
круглую или многоугольную в плане, и базилику с одним или несколькими нефами.
Многонефные
базилики с просторным передним залом — атрием — стали действительно необходимы,
чтобы
вместить бесчисленные толпы паломников, привлеченных святостью мученика.
Присутствие святых
мощей притягивало к храму не только паломников, но, как уже было сказано,
похоронные процессии.
Место, где покоились христианские мученики, стало также последним приютом
умерших, и базилика
оказывалась ядром нового кладбища ad sanctos, над старым смешанным некрополем
или несколько в
стороне от него.
Раскопки римских городов в Африке воскрешают
перед нашими глазами это необыкновенное зрелище:
беспорядочное скопление каменных саркофагов окружает стены базилик, особенно их
апсиды. Могилы
проникают внутрь базилик, захватывают участки нефов, по крайней мере боковых, —
это можно
увидеть в Типасе, Гиппоне, Карфагене. Христианский некрополь с базиликами был
открыт также при
раскопках древнего греческого поселения в Ампуриасе в Каталонии. Такая же
картина была и в
предместьях галло-римских городов, хотя из-за позднейших напластований
реконструировать ее здесь
труднее.
Кладбищенская базилика, предназначенная для
паломников и окруженная могилами, становилась
затем в большинстве случаев центром монастыря. Так, в римских городах Африки,
как и в каталонском
Ампуриасе, вокруг базилик вне города сосредоточивались поселения христианской
бедноты,
резиденция же епископа располагалась в самом городе. В Г аллии также ядро
предместий составляли
аббатства, такие, как Сен-Сернен в Тулузе или Сен-Мартен в Туре, вскоре
поглощенные городом и
оказавшиеся в пределах более поздней линии городских укреплений. Соседство
мертвых не
оттолкнуло живых.
Кладбищенские базилики долгое время заметно
отличались от епископской церкви — собора,
находившегося внутри городских стен. В соборе могил не было, тогда как
базилики, напротив, были
заполнены мертвыми. При этом захоронения вблизи останков святых мучеников, в
свою очередь,
притягивали все новые и новые захоронения. Так, в 555 г. франкский король
Хильдеберт I выстроил
аббатство, чтобы поместить там захваченную им в Испании и перевезенную в Галлию
реликвию —
височную кость св. Винцента Сарагосского. Это аббатство король хотел сделать
усыпальницей для
своей династии, подобно тому как аббатство св. Дионисия, Сен-Дени, стало
усыпальницей Капетингов.
Св. Герман, епископ Парижский, освятивший аббатство Сен-Венсен, был там и
похоронен, вблизи
реликвии св. Винцента, хотя и не в самой церкви, а в боковой часовне. Гробница
св. Германа стала, в
свою очередь, объектом культа. В 755 г. его останки были перенесены в главный
алтарь, и церковь
была заново освящена в честь этого нового святого, заменившего собой св.
Винцента; ныне это хорошо
известная церковь Сен-Жермен-де-Пре в Париже.