ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 33

Когда в кафедральных церквах были основаны общины каноников, то каноники, как и сами епископы,
также обретали свое последнее пристанище в аббатствах в предместьях. Таким образом, на заре
Средневековья в христианских городах римской Г аллии было два центра религиозной жизни: собор,
где располагалась епископская администрация и многочисленный клир, и кладбищенская базилика с
могилами святых и толпами паломников. Этот дуализм вызывал соперничество.

Со временем размежевание между предместьем, где с незапамятных времен совершались погребения, и
городом, где хоронить запрещалось, исчезло. Вокруг кладбищенских базилик росли новые поселения:
мертвые, первыми занявшие эту землю, не помешали живым также разместиться по соседству с ними.
Страх и отвращение, которые мертвые внушали живым в античную эпоху, в этот период значительно
ослабли. Проникновение же мертвых внутрь городских стен, в сердце города, знаменует собой полное
забвение древнего запрета и замену его новым отношением — отношением безразличной близости.
Отныне и надолго мертвые перестали вызывать страх.

Легко увидеть, как утратил силу старинный запрет, на примере того, что произошло в Аррасе в 540 г.,
когда умер епископ св. Вааст. Он выбрал себе для погребения деревянную молельню на берегу реки
Креншон, в соответствии с правилом, гласившим, что «ни один усопший не может покоиться внутри
городских стен». Но в тот момент, когда нужно было выносить тело, носильщикам чудесным образом
не удалось его поднять, ибо оно стало вдруг слишком тяжелым, словно не желало двигаться с места.
Архипресвитер поторопился объявить о чуде и попросил святого дать повеление, «чтобы тебя отнесли
в место, которое мы с давних пор уже для тебя приготовили». И тотчас тело умершего стало легким, и
носильщики смогли без труда отнести его «к месту погребения, подобавшему служителю Божьему, в
церкви, справа от алтаря, где он сам совершал богослужения» [43]. Нетрудно понять, что стояло за этим
чудом: клир кафедральной церкви не собирался отказываться в пользу чужой общины ни от
почитаемых останков святого, ни от связанных с ними престижа и выгод для церкви. Однако для того,
чтобы так явно обойти древний запрет, нужно было, чтобы он уже достаточно ослабел и потерял силу в
сознании людей.

С момента, когда тело почитаемого святого обретало вечный покой в пределах городских стен, оно
начинало притягивать к себе новые захоронения и паломников. Различия между кафедральной
церковью и церковью кладбищенской стирались. Отныне нигде больше не было церквей, которые не
допускали бы у себя погребений и не были бы окружены кладбищем. Церковь и кладбище были с этих
пор связаны между собой отношениями взаимной принадлежности.

Это явление распространилось не только на новые приходские церкви епископских городов, но и на
сельские церкви. Варварские и меровингские кладбища археологи находят, как и следовало ожидать, в
стороне от деревень и вообще населенных мест. Но начиная с VII в. можно наблюдать изменения,
аналогичные тем, которые привели к появлению мертвых внутри города. Старые кладбища,
располагавшиеся прямо в поле, были заброшены, заросли травой и исчезли или же служили людям
отныне только в случае необходимости (например, при эпидемиях чумы). И в это же самое время стали
появляться кладбища при сельских церквах. Сегодня нередко случается так, что в стороне от старой
церкви, под ее стенами или внутри здания в ходе раскопок обнаруживают саркофаги, идентичные тем,
которые находят за околицей: или они были перенесены с более древнего меровингского некрополя и
использованы вторично, или же их продолжали изготовлять по прежнему образцу, но теперь для
захоронений в ограде церкви.

Такую смену мест погребения можно заметить в зоне раскопок в Сиво: вокруг церкви раскрыто
крупное кладбище, отделенное несколькими сотнями метров от меровингского некрополя,
находившегося прямо в поле. Подобное же отношение «церковь — кладбище» устанавливается и для
Шатенэ-су-Баньё (по документам XVIII в., ибо современная застройка препятствует проведению
раскопок). Галло-римский и меровингский некрополь здесь был полностью покинут лишь на исходе
Средневековья. Само кладбище, как и его название, сохранялось, хотя захоронения на нем
производились все реже (быть может, только при вспышках чумы). Это можно объяснить тем, что
кладбища, как будет показано ниже, исполняли и иные, не связанные с погребением умерших,
функции.

Этот отдаленный некрополь был заменен церковью и прилегающей к ней освященной территорией,
обнесенной оградой. В самой старой части церкви, в хоре, были найдены 15 саркофагов из
формованного гипса, несомненно, меровингского происхождения. Есть предположение, что они

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости