Неподалеку от него, у подножия виселицы,
валялись снятые или упавшие трупы двух братьев-
бандитов. «Я лежал на кусках веревок, обломках колес, остатках человеческих
костяков и на
отвратительных лохмотьях, которые разложение отделило от тел». Вверху,
подвешенные за шею,
«безобразные трупы, раскачиваемые ветром, совершали невиданные колебания в
разные стороны, в то
время как грифы теребили их, вырывая у них куски плоти» [5 7].
Пространство вокруг виселиц было обнесено
изгородью. Это огороженное место должно было также
служить свалкой, так что останки казненных бывали нередко покрыты всякими
отбросами. Такое
мрачное сосредоточение в одном месте виселицы, свалки и всевозможных нездоровых
и
тошнотворных промыслов исследователь Луи Шевалье предполагает возможным, во
всяком случае,
для парижского предместья Монфокон[58], где с XIII в. проводились публичные
казни.
В принципе, однако, тела преступников могли
быть похоронены в освященной земле. Церковь это
допускала, поскольку Бог не карает дважды за одно и то же преступление:
казненный уже заплатил за
то, что совершил. И все же вплоть до появления нищенствующих орденов и
погребальных братств это
рассуждение оставалось чисто умозрительным. Для людей Средневековья и начала
Нового времени
отправление правосудия не кончалось со смертью осужденного. Грозный суд людской
ждал за гробом
даже самоубийц, которых, как известно, не хоронили на общих кладбищах. Еще в
начале нынешнего
столетия в Бретани, как рассказал автору Габриэль Ле Бра, существовали
кладбища, предназначенные
для самоубийц. Причем гробы на такое кладбище не вносили через ворота, а
передавали через ограду,
поверх стены.
Тела казненных старались оставлять лежать под
виселицей или же сжигать, а прах развеивать по ветру.
«Их прах бросили на ветер, в воздух, в воду», — сообщает в XVI в. Агриппа
д'Обинье о протестантах,
сожженных на костре. Со смертью не кончалось не только правосудие, но и месть.
Убив Ганелона,
коварного врага его сеньора Тристана, Гоневаль «расчленяет его всего, как зверя,
добытого псовой
охотой, и удаляется, унося отрубленную голову». Затем он привязывает ее за
волосы у входа в шалаш,
где спали Тристан и Изольда, дабы порадовать их, когда они проснутся.
Во всех этих случаях средневековый человек
отказывал своему врагу или врагу общества в погребении
ad sanctos, «у святых», которое теологи, напротив, считали допустимым или даже
предписывали. С
другой стороны, церковь отказывала в христианском погребении тем, кто вступал в
конфликт с ней
самой, например отлученным. В этой ситуации семья умершего, если это было
возможно, старалась
загладить его проступки перед церковью и за него примириться с ней. Такая
процедура занимала
нередко много времени, и известен случай, когда один отлученный прелат должен
был 80 лет
дожидаться в свинцовом гробу в некоем замке, пока ему будет разрешено быть
похороненным в
освященной земле. Если добиться снятия канонического осуждения оказывалось
невозможным, семья
иногда пыталась силой получить доступ к locus publicus et ecclesiasticus. Если
гроб нельзя было предать
земле, его могли — тому есть свидетельства — поместить даже на ветвях дерева на
территории
кладбища (странное это должно было быть зрелище!). Или же захоронения
производились тайно, но
или бесы, или ангелы часто не оставляли тела нечестивых спокойно лежать в
узурпированном и
оскверненном ими священном месте и в одних случаях сами ночью выкапывали их и
выбрасывали за
ограду кладбища, а в других вызывали какие-либо необычные явления, с помощью
которых
предупреждали местное духовенство об обмане. До нас дошли образцы прошений к
властям о праве
выкопать труп и убрать его за пределы кладбища или церкви. Таким образом, во
имя мести или
сеньориального или церковного правосудия пытались лишить виновных тех выгод,
которые
обеспечивало умершему погребение «у святых». Церковь со своей стороны
стремилась закрепить
освященное место только за теми, кто умирал в мире и согласии с ней.
Духовные писатели и церковное право, порывая
с античной традицией и предписывая хоронить
мертвых близ святилищ, посещаемых живыми, утверждали «чистоту» этого соседства
(древние
считали его нечистым). Сакральное чувство, внушаемое мертвыми, приобрело теперь
иной смысл. Но в
какой мере сакральное пережило близость повседневного? Если право и практика
были согласны в том,
что касалось полезности погребения ad sanctos, то в отношении того, должна ли
речь идти о кладбище
рядом с церковью или о захоронении внутри церкви, имелись расхождения.
В течение долгих столетий церковные соборы
настаивали в своих декретах на различении церкви и
освященного пространства вокруг нее. Налагая на верующих обязанность
производить захоронения
вблизи храма, они вновь и вновь повторяли запрет хоронить мертвых внутри
церкви, хотя и с