Новые ритуалы
«второго Средневековья»: роль клира
К XI в., когда завершается долгое «первое
Средневековье», четко обнаруживаются две позиции в
отношении посмертной судьбы человека. Одна, традиционная, свойственная большой
массе мирян,
продолжает основываться на образе некоего непрерывного континуума живых и
мертвых, единых и на
земле, и в вечности и упоминаемых каждое воскресенье в молитвах, возносимых
проповедником с
кафедры. Другая позиция, присущая замкнутому сообществу монахов и священников,
свидетельствует
об утверждении новой, более индивидуалистической психологии. Начиная с XIII в.
новые черты
менталитета как бы выходят из замкнутых обителей и постепенно завоевывают
открытый мир вне
церкви. Смерть надолго «клерикализируется». Это огромное изменение, самое
большое, какое
предшествует секуляризационным процессам XX в.
Как мы уже видели раньше, в ритуалах,
связанных со смертью и относящихся к «первому
Средневековью», доминировали скорбь живых и почести, которые они воздавали
умершим
(похвальное слово и погребальная церемония). Ритуалы эти были гражданскими, а
роль церкви
сводилась к отпущению грехов накануне и после смерти. И здесь начиная с XIII в.
многое меняется.
Путешественники XVIII в. описывают бытовавший
в разных областях тогдашней Франции, и у мирян,
и в монастырях (где он принимал особенно торжественный ритуальный характер),
обычай обмывания
тела. При этом в некоторых сельских приходах можно было наблюдать, как из дома,
где кто-то
скончался, поспешно выплескивали всю находившуюся там воду, частично служившую,
очевидно, для
обмывания умершего. В Виварэ, например, ближайшие родственники и женатые дети
обязаны были
отнести тело в одной рубашке к реке, тщательно обмыть и лишь потом предать
погребению.
Вполне возможно, что церемония обмывания тела
и выливания оскверненной воды, восходящая к
далеким временам язычества, вновь возродилась из подражания монашескому
ритуалу. Еще очевиднее
влияние монастырской обрядности в обычае выставлять трупы на всеобщее обозрение
уложенными на
золе или на соломе. Подобную практику во французских монастырях XVIII в.
описывает М. де Молеон
в своих «Литургических путешествиях по Франции», вышедших в Париже в 1718 г. К
тому же периоду
относятся и упоминания о мирянах, выставлявших покойников на соломенной
подстилке со свечой в
ногах[155].
Как мы уже могли убедиться, в «Песни о
Роланде» и в романах о рыцарях Круглого стола прирученной
смерти соответствует дикая скорбь об умершем. В эпоху «второго Средневековья»
уже не было
принято терять контроль над собой при оплакивании мертвецов. Там же, где, как в
Испании XIV-
XV вв., традиционные проявления горя
продолжали жить, они несколько смягчились. Сид в
«Романсеро» отступает в своем завещании от общепринятого похоронного
церемониала, в котором
было уже мало места для спонтанного изъявления скорби, а обычным стал
ритуальный плач
профессиональных плакальщиц. Сид приказывает не нанимать для него таких
плакальщиц: слез
Химены, его жены, ему будет достаточно, и он не желает на своих похоронах
«купленного плача».
То, что в «первое Средневековье» было
общепринятым, выступает в более поздние времена скорее как
исключение. Химена оплакивает Сида, произносит похвальное слово над его телом,
но гораздо более
сдержанно, чем герои рыцарского эпоса, без неистовств и самозабвения. Лишь в
конце своей долгой
хвалебной тирады она падает без чувств на труп мужа[156].
А.Тененти приводит еще одно свидетельство
нового, сдержанного поведения перед лицом смерти,
свидетельство, относящееся почти к тому же времени, что и «Романсеро», но
происходящее из среды
флорентийских гуманистов. В размышлениях флорентийского канцлера Колюччо
Салютати (конец
XIV — начало XV в.) о смерти очень явственно
влияние античного стоицизма и патристики: он видит в
смерти конец всех зол и переход в лучший мир. Он упрекает себя за то, что
оплакивал смерть друга,
ибо предал тогда забвению законы природы и принципы философии, запрещающие
сожалеть о людях,
как и о благах материальных, ведь то и другое бренда и преходяще: omnia
temporalia.