Итак, с XIII в. и вплоть до XVIII в. траурная
процессия была кортежем священников, монахов, нищих и
детей, невозмутимых и торжественных. Религиозное достоинство и пение псалмов
заменили собой
плач и неистовую жестикуляцию скорби былых времен. Пышность процессии, размеры
выплат,
милостыни и подарков, при этом раздававшихся, свидетельствовали о богатстве и
щедрости умершего
и одновременно сами по себе должны были «ходатайствовать» за него перед
небесной курией. Ибо
приглашение бедняков для участия в похоронах рассматривалось как последнее
деяние милосердия,
совершаемое умирающим на земле.
Тело, скрытое гробом
и катафалком
Тогда же, в XIII в., когда бдение над телом,
траур и процессия стали церковными церемониями,
организуемыми и управляемыми клиром, произошла еще одна перемена, которая могла
бы показаться
незначительной, но которая в действительности знаменует важный сдвиг в
отношении человека к
смерти. Мертвое тело, прежде привычное и хорошо знакомое зрелище, воплощение
покоя и сна,
отныне надолго будет скрыто от глаз. Скрытность смерти означала наступление в
истории культуры
нового этапа.
В раннесредневековую эпоху тело умершего
после оплакивания выставляли на всеобщее обозрение
уложенным на драгоценных покрывалах, ярких, богато украшенных. Затем тело
вместе с тканью, на
которой оно покоилось, укладывали на носилки и после того, как они какое-то
время стояли перед
домом покойного, их относили к месту погребения. Там тело клали на открытый
саркофаг, священники
вновь пели Libera, окуривали тело благовониями и окропляли святой водой, давая
тем самым
отпущение грехов. При этом, пока саркофаг не закрывали окончательно крышкой,
тело и лицо
умершего оставались открытыми и видимыми для всех присутствовавших. Традиция
оставлять до
последнего момента лицо мертвеца открытым сохранилась в Италии и Испании и в
XV-XVI вв.
На многих картинах XV в. мы видим похоронную
процессию, причем тело умершего несут на
открытых носилках. На надгробии П.Меллини (умер в 1483 г.) в семейной часовне
Меллини в Санта
Мария дель Пополо в Риме изображен открытый саркофаг, поверх которого лежит
тело, словно на
кровати в момент смерти. Какая сила удерживает тело над пустотой саркофага?
Присмотревшись, мы
замечаем, что труп распростерт на деревянных носилках в форме настоящей кровати.
После
религиозной церемонии ткань с телом умершего снимали с носилок и опускали
внутрь каменного
саркофага. На другом надгробии в той же римской церкви (начало XVI в.) на
саркофаг положена
перевернутая крышка, а уже на нее поставлены носилки с телом. Во всех этих
случаях тело остается
открытым для обозрения.
Но так было тогда только в странах
Средиземноморья. В других частях христианского Запада вид
трупа, и особенно лица покойника, стал казаться невыносимым, и сразу после
смерти тело целиком
зашивали в саван, так что уже ничего больше нельзя было разглядеть. С XIV в.
повсеместно вошло в
обычай укладывать мертвое тело в гроб. Это происходило еще в доме покойного: на
одной миниатюре
в часослове мы видим Смерть, входящую в комнату умирающего с гробом на плече. В
этом гробу
больному предстоит вскоре покинуть свои покои. Тех, у кого не было денег, чтобы
заплатить
плотнику, на кладбище относили в общем гробу, предназначенном только для
транспортировки.
Могильщики извлекали тело из гроба, зарывали в землю, а гроб возвращали.
Некоторые завещатели, не
надеявшиеся на своих наследников, специально оговаривали в своих последних
распоряжениях, что
хотят быть похороненными в собственном гробу. Но и бедных, и богатых
обязательно зашивали в
саван.
Обычай скрывать от глаз тело умершего не
везде утвердился в равной мере. В странах
Средиземноморья труп также стали укладывать в деревянный гроб, но отказывались
закрывать лицо
покойного, так что гроб оставался открытым до самого последнего момента, когда
его опускали в
могилу, или закрывался лишь наполовину, позволяя видеть верхнюю часть тела и
лицо усопшего.