уже на могиле. Вплоть до XVI в. присутствие
тела умершего во время церковной церемонии не было
обязательным. Однако все больше завещателей требовало, чтобы в день погребения
их тело несли в
церковь и выставляли там на некоторое время. С XVII в. присутствие тела в
церкви при похоронной
мессе стало непреложным правилом, хотя, как мы помним, само тело было скрыто
гробом и
катафалком. Пока на главном алтаре совершалось торжественное богослужение, на
всех других
алтарях, во всех боковых капеллах церкви торопливо и непрерывно служили мессы,
заказанные
завещателем или его душеприказчиками, иногда каждый час. Нужно было спешить,
дабы молитвами и
службами облегчить участь души в потустороннем мире.
В некоторых завещаниях XVI—XVII вв. мы
находим весьма подробные распоряжения, касавшиеся
порядка переноса тела из дома в церковь и проведения богослужений, включая
указания на количество
свечей и место, где они должны были стоять. К началу XVII в. церемониал
полностью сложился, и
было заранее известно, когда, между какими молитвами, тело доставляется в
церковь и когда его
уносят к месту захоронения. Постепенно значение церемоний, совершавшихся у
могилы, уменьшилось.
Религиозным центром тяжести похорон стали службы, проходившие в церкви.
Такое же богослужение, как и в день похорон,
совершалось и на следующий день или даже в течение
трех первых дней после смерти и повторялось в годовщину печального события,
когда, как и в день
погребения, беднякам раздавали милостыню. Из страха за посмертную судьбу своих
душ завещатели
всегда торопились с заупокойными мессами. Так что подчас, как в одном из
завещаний 1600 г., они
требовали отслужить «годовщину»... уже в первые три дня после смерти[165].
По истечении года цикл месс, заказанных
заранее и оплаченных на месте, завершался, и начинался
новый, уже не ограниченный сроками, цикл богослужений «фундационных»: завещатель
передавал
церкви, монастырю, больнице или братству какое-либо недвижимое владение (дом,
поле,
виноградник), деньги или доходы с вложенного капитала (например, с лавки) на
помин души, дабы
соответствующая община продолжала молиться и служить мессы за душу усопшего.
Одним из
наиболее древних и значимых видов таких фундаций была постройка часовни внутри
церкви или
примыкающей к ней, где капеллан, часто вообще не имевший других источников
заработка, должен
был ежедневно служить мессы за упокой души завещателя, его родных, друзей и
благодетелей. Если
один из предков завещателя уже построил такую часовню, завещанные суммы шли на
ее поддержание
и на продолжение там непрерывной череды молитв и служб. Зачастую эта же часовня
становилась
семейной усыпальницей. В 1612 г. Жан Саблез, сеньор Нуайе, упоминал в завещании
«свою часовню»
в местной церкви. Там уже похоронена его жена, и там же хотел бы лежать после
смерти он сам. Более
того, он давал распоряжение перенести в ту же часовню совершение богослужений,
происходивших по
воле его матери в часовне, основанной ею в другой сеньории[166]. В XV в.
основать часовню значило
построить ее и обеспечить материально, дабы специально назначенный капеллан
ежедневно служил
там мессы за умерших благодетелей. В XVII в. фундация сводилась обычно к
заказыванию
богослужений, часовня же все чаще служила местом погребения потомков ее
основателя.
Нельзя обойти молчанием и благотворительные
фундации: дар монастырской больнице на содержание
одной койки, пожертвование на создание школы для сирот, взнос на приданое для
девушки из
неимущей семьи и т. п. с условием служить за упокой души благодетеля
поминальные мессы.
Подобные благотворительные вклады в монастыри
были особенно распространены в XII-XIII вв. и
затем вновь значительно возросли и участились в XVII в., благодаря чему в это
время возникло
особенно много больниц и иных богоугодных заведений[167].
Вот для примера одно из таких завещаний,
составленное вблизи Парижа в 1667 г.: «Я даю и завещаю
навечно церкви Сен-Мартэн ренту в 100 ливров ежегодно, дабы ее выплачивали
женщине или девушке,
способной учить девиц деревни Пюто читать и понимать катехизис, каковых женщин
или девушек
будет выбирать мой душеприказчик в течение всей своей жизни, а после его смерти
будут выбирать
викарии и виднейшие жители деревни». В другом завещании, в Тулузе в 1678 г.,
дается распоряжение,
чтобы после смерти наследника завещателя его дом был передан местному кюре, а
когда и он умрет, то
дом будет превращен в бегинаж — благочестивое, напоминающее монастырь общежитие
для
малоимущих девиц или вдов. Заглядывая на два поколения вперед, завещатель точно
определяет и
число этих не имеющих или потерявших мужа набожных особ: пять «в память о пяти
язвах Спасителя
Нашего Иисуса Христа».