Нам уже приходилось говорить о страстной
любви к жизни и вещам, свойственной человеку «второго
Средневековья» и Ренессанса, и о том, в какое трудное положение ставили тогда
умирающего эта
глубокая привязанность к благам земного существования и одновременно
завороженность тем, что
ожидало его душу в мире потустороннем. Современные исследователи склонны подчас
противопоставлять эти чувства одно другому, считая их непримиримыми и следуя в
этом пафосу
традиционной христианской проповеди. Но в повседневной жизни того времени оба
этих чувства
сосуществовали и как бы даже усиливали одно другое. В наши дни мы, напротив,
отмечаем, что они
ослабляют друг друга.
Перед человеком той поры был в его смертный
час ясный выбор: temporalia aut aetema, «бренное или
вечное». Цепляться за свое имущество, свою власть над людьми и вещами и погубить
свою душу, как
учила церковь, или отказаться от них и обрести вечное спасение. Завещание было
религиозным
средством, как обрести вечное, не потеряв совсем бренное, точнее — подчинив
богатства задаче
спасения души. Это было нечто вроде гарантийного контракта, который смертный
человек заключал с
Богом при посредничестве церкви. Завещание служило, таким образом, «паспортом
на небо» (Ж. Ле
Г офф), гарантируя вечные блага, оплаченные вполне земной монетой —
благочестивыми
распоряжениями завещателя, и вместе с тем оно было «пропуском на земле»,
оправдывая и узаконивая
пользование добытыми при жизни земными благами. Без таких благочестивых
распоряжений,
сделанных в завещании, пользование и преумножение земных богатств были, с точки
зрения людей
церкви, делом сомнительным. За наслаждение земными благами человек платил,
напротив, монетой
духовной: мессами и молитвами, которые церковь обязывалась совершать в обмен на
благочестивые
распоряжения в ее пользу, предусмотренные в завещании.
Итак, завещание, с одной стороны, позволяло
надеяться на блага вечные, с другой стороны —
реабилитировало пользование земными. Первый аспект давно и хорошо известен.
Историки не раз
подчеркивали, в каких больших масштабах происходило перераспределение
материальных благ в
эпоху Средневековья и даже много позднее.
В более ранний период рыцари и богатые купцы
еще при жизни оставляли свое добро и запирались в
монастыре, где и встречали свой смертный час. Принятие монашеского клобука
перед смертью еще
долго было распространенным обычаем, гарантируя умирающему молитвы монахов за
упокой его
души и погребение в монастырской церкви. Обычай полностью оставлять свое
имущество и раньше
времени удаляться от дел, столь частый в XII-XIII вв., стал начиная с XV в. все
более редким. В более
урбанизированном и оседлом мире XV—XVII вв. люди лет 50, считавшиеся тогда
стариками, старались
как можно дольше сохранять экономическую активность и держать управление своим
имуществом в
собственных руках. Но перераспределение имущества после смерти, по завещанию,
оставалось весьма
распространенной практикой.
Только часть нажитого отходила наследникам
завещателя, другая же предназначалась церкви и на
благотворительные цели. «Если не иметь в виду одержимость спасением души и
страх перед адом,
руководившие людьми Средневековья, — пишет Жак Ле Г офф, — то никогда не
удастся понять их
менталитет и мы застынем в изумлении перед этим забвением всех усилий алчной
жизни, отказом от
могущества, отказом от богатства, которые приводят к чрезвычайной мобильности
богатств и
показывают, в какой мере в средние века самые жадные до земных благ в конце
концов, хотя бы под
конец жизни, начинают презирать мир. Эта черта менталитета, препятствующая
накоплению
состояний, способствует отдалению людей Средневековья от материальных и психологических
условий капитализма» [176]. Заметим лишь, что для того, чтобы начать презирать
мир, его нужно было
прежде страстно любить, подобно тому как сегодня общество потребления отвергают
прежде всего те,
кто уже пользовался им, и напротив, этот отказ скандализирует тех, кто еще
только ждет для себя
выгод от такого общества.
Ж.Геерс, со своей стороны, видит в огромных
масштабах дарений по завещанию одну из причин
разорения западноевропейской знати в XIV в. Знатный человек обеднял наследников
ради своих
благочестивых фундаций «на помин души», завещая значительную часть собственного
состояния
беднякам, больницам, церквам и монашеским орденам, заказывая сотни и тысячи
месс за упокой души.
Исследователь считает это поведение не столько чертой глобального менталитета
людей
Средневековья, сколько определенной классовой характеристикой: свойственный
аристократии того
времени отказ от накопления, от экономического обеспечения будущего своих
наследников[177].