ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 113

оплакивают своих младенцев или отпрысков юного возраста. Отец и мать в XVI—XVII вв. все чаще
ощущали потребность увековечить на камне или меди память о потерянном малыше: «Анне
Гастеллериа, которую смерть в раннем детстве вырвала из их глаз, но не из их памяти, родители в
слезах, повинуясь печальному долгу, воздвигли этот памятник. Прожила 6 лет 4 месяца и 14 дней.
Умерла 1 июня 1591 года. Мир живым. Покой усопшим». В церквах Рима и поныне можно найти
немало эпитафий такого рода, относящихся к тому же периоду. Во многих случаях речь идет об очень
молодых людях, не успевших жениться, которым надгробный памятник поставили родители. Во
второй части эпитафии 29-летнему Фламинио Капеллето и его матери, последовавшей за сыном четыре
года спустя, говорится об отце молодого человека, сенаторе города, «лишенном лицезрения
дражайших голов», который и воздвиг памятник в 1604 г.

В большинстве случаев надгробные надписи, как и завещания, не отличаются литературной
оригинальностью и представляют собой сложную смесь личного и условного. Чаще всего в них
используются расхожие формулы. Весьма характерным примером обычной эпитафии, какой она была с

XIII по XVII в., может служить та, которую я обнаружил в маленькой, недавно отреставрированной
церкви в Йорке, на севере Англии. Нетрудно заметить, что человек, поставивший надгробный
памятник, выступает здесь лицом не менее важным, чем сам умерший, и его щедрость торжественно
отмечена: «Лорд Уильям Шеффилд, рыцарь, позаботился воздвигнуть это надгробие на собственные
средства, не из тщеславия, но ради напоминания о нашем смертном состоянии, а также в память моей
дражайшей супруги леди Элизабет, дочери и наследницы Джона Дарнлея из Кикхёрста. Она умерла 31
июля 1633 г. в 55 лет. Покойся в мире». Перестав быть анонимной, будучи затем индустриальной и
биографической, смерть в эпитафиях стала наконец семейной. Но каждый из этих этапов длился очень
долго и полностью не уничтожал предшествующих обычаев.

Типология надгробий

В интересах изложения мы вынуждены были отделить эпитафию от ее материального носителя —
надгробия. Эпитафия в ряде случаев заменяла собой надгробие, и она может рассматриваться отдельно
от него. Но надгробная статуя, олицетворение или портретное изображение умершего, составляла
неотъемлемую часть надгробия как целого и именно поэтому производит столь разочаровывающее
впечатление, представленная в музеях, где она оторвана от архитектуры и от всего, что ее окружает в
месте погребения.

Возвращение в погребальную практику портретного изображения является не менее важным событием
в истории культуры, чем возвращение эпитафии. Но это событие необходимо поместить в контекст
общей эволюции надгробия. Развитие форм надгробий с XI по XVIII в. было подчинено неизменным и
весьма простым требованиям пространственного характера, шла ли речь о надгробиях внутри церкви
или в ее ограде. Формы эти сводятся к трем главным типам. Первый из них можно было бы назвать
надгробием-эпитафией: небольшая табличка, примерно 20-30 см в ширину и 40-50 см в длину,
полностью занятая надписью, без каких-либо иных изображений. Этот тип надгробия имеет особенно
долгую историю, и его и сегодня часто можно обнаружить на внешних и внутренних стенах церквей,
например во французской Каталонии. Иногда такие таблички закрывают собой небольшие ниши с
внешней стороны храма, в которых покоятся высохшие кости умерших, выкопанные из могил и
перенесенные на новое место. Надгробия-эпитафии выходят из всеобщего обихода лишь в конце

XVIII в. Изготовленные из камня или меди таблички различаются от эпохи к эпохе только языком,
стилем и длиной надписи и характером графики. История таких надгробий — это, по существу,
история эпитафий, рассмотренная нами выше.

Два других морфологических типа надгробий будут нас интересовать больше: вертикальные стенные
надгробия и надгробия горизонтальные, лежащие на земле. Именно на надгробиях этих двух типов
вновь появляется портретное изображение усопшего.

Вертикальные стенные надгробия — прямые наследники раннехристианских памятников особо
чтимым лицам, например папам. Это саркофаги, причем в отличие от саркофагов III—IV вв., без

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости