ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 114

надписей и портретов, одной стороной обращенные к стене церкви или часовни, иногда вблизи алтаря.
Раннесредневековый обычай «саркофагизации», как называет его Э.Панофски, впоследствии был
оставлен, но любопытным образом сохранился в некоторых регионах, как, к примеру, в Испании и
Италии, а именно в Венеции. Случалось, что саркофаг даже подвешивали высоко на стене. Когда тело
умершего перестали укладывать в саркофаг, но стали хоронить в земле в деревянном гробу, надгробие
сохранило форму саркофага или же саркофаг изображали в барельефных сценах на надгробной плите.
Перестав быть реальным инструментом похорон, саркофаг остался их условным образом, символом
смерти.

История саркофагов — это история их постепенного погружения в землю. Первые саркофаги
ставились на землю, открытые для всеобщего обозрения. Затем их начали наполовину зарывать в
грунт, так что зачастую виднелась лишь крышка, на которую — из-за нехватки мест для погребения —
ставили еще один саркофаг. И наконец, каменному саркофагу пришел на смену деревянный гроб,
который уже полностью зарывали в землю (речь не идет здесь о таких исключениях, как выставление
раскрашенных гробов в Испании XV в. или мумий в Италии XVII-XVIII вв.). Чем глубже погружали в
землю тело умершего, тем сильнее ощущалась необходимость оставить на поверхности видимый знак,
позволяющий идентифицировать могилу. Отказ от прежней безымянности могилы совпадает во
времени с отказом от каменных саркофагов: рост населения и городов в XIII-XIV вв. уже не позволял
использовать в дальнейшем это старое средство погребения.

Вертикальные надгробия Средневековья, ведущие свое происхождение от древних саркофагов,
представляют собой массивный прямоугольный каменный цоколь, примыкающий одной стороной к
стене. Боковые поверхности часто украшали барельефами, а сверху водружали статую умершего.
Начиная с XIV в. надгробия этого типа мало-помалу увеличивались в размерах, особенно в высоту, так
что порой закрывали всю стену в боковых капеллах церквей, как это произошло с надгробиями
королей Анжуйской династии в Неаполе, в церкви Санта Кьяра. Это стремление к гигантизму
сохранялось вплоть до начала XVII в. Постепенно стены часовни стали преградой, и тогда надгробие
вертикального типа отодвинулось от стены, захватывая центральное пространство. Это массивные
изолированные со всех сторон грандиозные сооружения, устремленные ввысь и даже составляющие
несколько ярусов, подобно надгробным памятникам французских королей XVI в. в аббатстве Сен-
Дени. После периода барочной пышности в начале XVII в., когда похоронные церемонии в церквах
напоминали оперные действа, вертикальные надгробия обрели более скромные пропорции. Это был
знак глубокого духовного движения, направленного на отдаление человека от смерти.

Вертикальные надгробия мелких дворян, горожан, судейских чиновников, священников — словом, тех,
кто составлял тогда верхний слой среднего класса, и в XVI—XVII вв. были намного скромнее
памятников королей и епископов: барельеф, надпись, иногда бюст покойного, умещенные в сжатом
пространстве, вытянутом в высоту. Представим себе церкви XVII — начала XVIII в., где поверхности
стен и колонн были плотно заставлены такими надгробиями, не превышавшими нескольких десятков
сантиметров в ширину. Кюре-«реставраторы» XVIII в., революционеры 1793 г., спекулянты
недвижимостью в начале XIX в. разрушили во Франции очень многие из этих памятников. Но их еще
можно увидеть в первозданном виде в Англии, в Голландии, в Германии и в Италии, особенно в Риме.

Надгробие горизонтального типа — простая плоская каменная плита прямоугольной формы. Плиты
имели весьма различные размеры, но, как правило, соответствовали пропорциям человеческого тела.
Лишь в редких случаях надгробная плита точно совпадала с местом, где лежало тело. Обычно она
имела только мемориальный характер, служила символом смерти и погребения. Плита составляла
часть пола, смешивалась с землей, обозначая твердую границу, отделяющую мир земной от мира
потустороннего, понимаемого в этом случае как подземный. Это подчеркивание подземного кажется
странным для христианской эсхатологии, в которой ад не связывался в средние века с подземельем.
Мне представляется, что в отличие от вертикального надгробия горизонтальное не восходит
непосредственно к языческой или христианской античности. Мы знаем, правда, о надгробных мозаиках
с надписями и портретами умерших: такие мозаики покрывают полы христианских базилик в римской
Африке. Однако можно ли вообразить себе реальную преемственность между мозаичными
надгробиями V в. и первыми плитами с изображением какого-либо знака или краткой надписью XI-

XII вв.? Плоские надгробия находятся, как мне кажется, в прямой связи скорее с погружением в землю
тел, лишенных отныне защиты каменного саркофага, и с растущей верой в посмертное воскрешение —
выход из могил и возвращение на землю. Это чувство, заставлявшее все больше внимания обращать на
землю и символическую перегородку, отделяющую живых от мертвых, могло даже не иметь ничего

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости