Прежде чем пойти дальше по нашему воображаемому
музею надгробных памятников, остановимся
ненадолго, чтобы еще раз сравнить между собой «лежащего» и «молящегося».
«Молящийся» показался
нам более близким к бессмертной душе. «Лежащий» стал в конце концов
идентифицироваться с
бренным телом. Противопоставление души и тела? В этом, несомненно, главная
причина дуализма
этих моделей.
Вместе с тем мы могли убедиться, что
пластическое выражение этого дуализма, пусть и
соответствующее теологическим наставлениям, наталкивалось на молчаливое, но
упорное отрицание.
После исчезновения «лежащего» «молящийся» надолго занял его место homo totus,
воплощения
человеческой целостности, единства духа и материи, словно было позабыто
исключительно
спиритуальное происхождение этой модели изображения. Поза «молящегося» выражала
желание
показать биографическую индивидуальность изображаемого, в то время как
«лежащий»
свидетельствовал о верности концепции большей анонимности и большего фатализма.
Ведь тип
«молящегося» утвердился тогда же, когда получил распространение реалистический
портрет и когда
больше внимания стали уделять лицу. Поэтому-то именно «молящийся» стоял у
истоков портрета,
индивидуального или семейного. «Лежащий» тоже обрел сходство с изображаемым, но
лишь в конце
своей долгой иконографической «карьеры».
Быть может, «молящийся» более активен, более
одушевлен, чем «лежащий»? Его коленопреклоненная
поза заставляет так думать; поверхностному наблюдателю он кажется ближе к
жизни, в «молящемся»
словно запечатлено мгновение, как в хорошем портрете. «Лежащий», напротив, ближе
к смерти,
которую он в конце концов и стал представлять, будь то торжественная смерть,
когда тело выставляют
в церкви во время заупокойной литургии, или подземная смерть с тлением и
разложением трупа. Тем
не менее проявления жизни в «молящемся» обманчивы. Это лишь псевдоживой,
застывший в своей
торжественной, высокоспиритуальной позе. Он существует в сверхъестественном
мире, «живет» в нем,
однако в своем приобщении к небесным видениям безучастно недвижим. Исключение
составляют
лишь созданные Бернини или Борромини «молящиеся», в мистическом экстазе
вовлекающиеся в
явленные им религиозные сцены. О «лежащем» было сказано: он живет и не живет
одновременно. О
«молящемся» можно было бы сказать: он на небесах, но он не присутствует там.
В действительности и «лежащий» и «молящийся»
близки к некоему нейтральному состоянию, от
которого порой отдаляются — или в сторону жизни, или в сторону блаженного покоя
и
неподвижности. Колебания эти очень интересны и определяются импульсами ученой
мысли или
спиритуальности, письменной культуры, поэтому они и более изучены. Но еще
интереснее и
производит еще большее впечатление эта центральная зона нейтральности, где
соединяются
«лежащий» и «молящийся». В этой изначальной нейтральности необходимо распознать
один из
поздних аспектов отношения к смерти как к «прирученной смерти». Это отношение
лучше всего
выражает себя в концепции requies, покоя.
Связь эта отнюдь не очевидна, о ней нужно
догадываться по немому языку образов и их логики, за
рамками письменной культуры. Вера в некое нейтральное состояние после смерти,
столь печальное в
одних культурах (серый мир Аида в античной мифологии) и столь блаженное в
других (спящие из
Эфеса), продолжала жить, несмотря на все умолчания или враждебность церкви. Она
продолжала жить
в элементарных и неявных формах, никогда до конца не осознававшихся
современниками. Эта вера
вела к глубокому отрицанию дуализма человеческой сущности, отрицанию
противопоставления живых
и мертвых, отрицанию полного слияния человеческой участи в потустороннем мире с
несказанной
славой небесных созданий. Эта вера оказалась изжитой к XI в. и вытесненной
эсхатологией более
ортодоксальной. Но она была лишь оттеснена и вновь обнаружила себя с появлением
первых видимых
надгробий и модели «лежащего», которая перевела эту веру на язык пластических
форм. Вера в
нейтральное состояние будет жить до конца Средневековья, и именно она вопреки
первоначальной
идее, заложенной в модели «молящегося», поместит эту модель в русло традиции
неподвижности и
покоя. Великое глубинное течение утверждало на протяжении полутысячелетия в
надгробной
иконографии — ив коллективной чувствительности людей — некие константы, которых
письменная
культура не выражает и даже игнорирует. Представление о потустороннем мире,
переносившееся этим
глубинным течением от поколения к поколению, не совпадало точно с тем, какое
внушала церковь.
Изменения в чувствительности людей, в их
системе ощущений, наступившие в XVII-XVIII вв.,
положат конец тысячелетней преемственности и этой традиции, подспудной, но
весомой. В начале
XVII в. исчезает «лежащий», в конце следующего столетия приходит очередь
«молящегося». В новых