ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 129

концепциях, внушенных ученой мыслью устным культурам и коллективном чувствительности, очень
старая и очень живучая идея некоего нейтрального, промежуточного состояния по ту сторону смерти,
между жизнью и небесным блаженством, не найдет себе места. Ее заменят иные представления и
верования, в которых можно обнаружить усвоенную коллективной чувствительностью идею
разделения души и тела после смерти человека: тело уничтожается, обращается в ничто, душу же
ожидает та или иная судьба, будь то продолжение существования в потустороннем — четко
сконструированном — мире, продолжение земного существования в памяти потомков или также
превращение в ничто.

На кладбище: крест на надгробиях

Надгробия, о которых говорилось выше, все или почти все находились в церквах. Лишь в интерьере
церкви можно проследить континуитет и понять смысл иконографических рядов. Что же происходило
по другую сторону церковной стены, на кладбище, были ли там видимые надгробия? Да, были, хотя,
конечно, намного меньше, чем в церкви, и выглядели они иначе.

Часть кладбища, его периферия, была как бы продолжением церкви, и надгробная скульптура была там
такая же и столь же богато представлена. Низкие погребальные галереи chamiers были уже с XIV в.
разделены на часовни, аналогичные боковым капеллам церкви, и полны стенных надгробий с
эпитафиями. Но и центральная часть кладбища, вечно перекопанная могильщиками, постепенно
меняла свой облик. Меж больших братских могил для бедных, этих страшных ям, поглощавших
безымянную массу покойников, виднелись тут и там несколько немногочисленных надгробных
памятников. Ничто, разумеется, не напоминало современные кладбища с их плотной и регулярной
«застройкой». Достаточно взглянуть на бесценную картину, висящую в парижском музее Карнавале и
изображающую кладбище Невинноубиенных младенцев в конце XVI в.: мы видим несколько
разбросанных по территории кладбища памятников; некоторые из них имели общественное назначение
(кафедра проповедника, ораториум, большой крест, где останавливалась процессия в вербное
воскресенье). В основание этих сооружений нередко помещали таблички с эпитафиями. На той же
картине между этими постройками и братскими могилами заметны отдельные надгробия: плиты,
слегка приподнятые над землей маленькими колоннами или покоящиеся на массивном цоколе, но
также кресты, венчающие надгробные стелы, стенки которых украшены барельефами или каменной
резьбой.

Как на картине в музее Карнавале, так и в описаниях современников встречается эта новая форма
надгробия: каменные или деревянные кресты, часто под крышей-«домиком», как еще сегодня можно
видеть на кладбищах стран Центральной Европы, с эпитафией, помещенной в основании памятника.
Такими крестами обозначали места как индивидуальных, так и коллективных захоронений.

«Некоторые завещатели, — указывает А.Флёри для XVI в., — приказывали воздвигнуть крест на
кладбище Сент-Инносан, а вокруг креста группировались погребения членов семьи».

Так, в 1557 г. Мари Вале выражает желание быть похороненной на кладбище Невинноубиенных
младенцев в месте, где уже покоится ее супруг, у креста, «им принадлежащего и по их распоряжению
построенного и воздвигнутого». Год спустя Анриетта Габелен завещает предать ее земле на том же
кладбище «близ креста, который она велела поставить и утвердить»[205]. Вокруг креста складывался
порой целый семейный комплекс погребений. В 1411 г. весьма значительное лицо — генеральный
прокурор парижского парламента — подробно описывает в завещании надгробный памятник, который
он хочет поставить на кладбище Куломмье для своих детей (слишком маленьких, чтобы удостоиться
захоронения внутри церкви) и родителей, избравших в свое время погребение на кладбище, — для себя
и своей жены прокурор предпочел захоронение в церкви. Он дает распоряжение своим
душеприказчикам или наследникам воздвигнуть на кладбище 5 гипсовых крестов, один подле другого;
один большой в центре, справа два поменьше и слева еще два совсем маленьких. Целью завещателя
было не поставить по кресту над могилой каждого (он даже не помнит точно числа своих умерших
маленьких детей, говоря: «Я похоронил там трех или четырех своих детей»), а создать симметричный
архитектурный ансамбль из крестов разной высоты. Прокурор детально определяет, какой высоты

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости