Во Франции того времени число подобных
памятников было очень велико, и, несмотря на все, что
пришлось пережить французским церквам впоследствии, и на отсутствие большого
интереса к этим
табличкам со стороны священников, архитекторов, археологов и даже историков, их
еще сохранилось
достаточно, чтобы мы могли сегодня представить себе, как выглядели в старину
стены и колонны
церквей, покрытые табличками, например в знаменитом Соборе парижской
Богоматери[214].
Выглядели эти таблички по-разному: иногда больше говорится о самом умершем,
иногда о его
благочестивых предсмертных распоряжениях. Но всюду проступает неизменное
желание увековечить
меры, принятые умирающим, дабы гарантировать себе вечное спасение. Таблички
позволяют нам
проникнуть в мир менталитета, отличного одновременно и от архаического
менталитета эпохи
«лежащих» и «молящихся», и от нашего сегодняшнего. Они вводят нас в ту же
психологическую
атмосферу, которая пронизывает собой завещания.
Примеров такого стенного надгробия-таблички,
которое я назвал бы «надгробием души», множество.
Вот стенная каменная табличка 1404 г. Вверху —узкая полоса с изображением
святого Христофора,
покровителя церкви Сержисюр-Уаз, откуда происходит надгробие, а перед ним на
коленях усопший, в
доспехах, с оружием. Остальная часть памятника отдана надписи: «Здесь покоится
дворянин Пьер
Госсар, при жизни оруженосец, сеньор де Даммартен...» Далее говорится о 60
парижских су
ежегодной ренты с некоего дома в Понтуазе, точный адрес которого приводится
ниже, оставленных
покойным церковным властям прихода Сен-Кристоф-де-Сержи при условии, что кюре
церкви каждый
год в день смерти завещателя обязуется служить такую-то мессу и еще такую же
мессу в одну из сред в
каждое из четырех времен года. «Каковой сеньор скончался в девятый день апреля
1404 г., через два
дня после Пасхи. Молитесь за душу его». Юридическая точность этого текста по
истине заслуживает
восхищения.
От дворянства старались не отставать в
щедрости и стремлении к публичности богатые цеховые
мастера. Одна из табличек 1564 г. извещает о том, что перед ней (то есть перед
стеной или колонной,
на которой она висела) лежит тело «достопочтенного мужа Жака де ла Барра, при
жизни портного и
гражданина Парижа», оставившего церковным властям 5 ливров ренты с некоего дома
ежегодно, дабы
«в тот день, когда покойный скончался, или в иные удобные дни» служилась месса
с пением Requiem,
Libera и De profundis[215], В церкви Сен-Маклу-де-Понтуаз одна из табличек XVII
в. начинается с
перечисления имен нотариусов, оформивших контракт, словно они-то и являются
главными
персонажами. Далее следует длинное описание условий контракта, заключенного 4
января 1681 г. и
сопровождавшегося выплатой церкви Сен-Маклу-де-Понтуаз 360 ливров. «Молите Бога
за душу его».
Таблички начала XVIII в. составлены еще по
той же модели, однако можно заметить большую сухость
и безразличие в отношении самого погребения — где оно находится и как
совершилось чаще всего не
сообщается. Напротив, сведения об усопшем становятся подробнее, а условия
фундаций на помин его
души по-прежнему излагаются особенно тщательно и детально. Одна из табличек в
церкви СенЖермен
д'Андрези завершается словами: «Эта эпитафия была помещена заботами фундатора,
в возрасте 79 лет,
24 января 1704 г.». Ниже добавлено: «и скончавшегося 24 декабря того же года».
Итак, донатор велел
поместить в церкви это надгробие-табличку еще при жизни!
Подведем итоги. В XV в. надгробие часто
сопровождает табличка, не составляя с ним, однако, единого
целого и даже иногда находясь на значительном отдалении от него. В XVI-XVIII
вв. это самая обычная
форма погребения, причем табличка полностью отделяется от надгробия и
помещается в месте той или
иной благочестивой фундации, напоминая об обязательствах церковных властей или
благотворительных заведений перед умершим жертвователем, или же табличка
занимает место
надгробия, становится его главным элементом. В XVIII в. такую табличку прямо
называют
«эпитафия», и это слово начинает обозначать надгробие.
Таким образом, рядом с «лежащим», «молящимся»
и кладбищенской стелой с крестом мы выделили
четвертый основной тип надгробия: табличка-эпитафия. Первые три типа надгробия
выражают веру в
некое промежуточное состояние между земным существованием и небесным
блаженством. Надписи
прославляют заслуги умершего перед этим миром и миром потусторонним. С
утверждением
надгробия-таблички ориентация меняется. Биографический рассказ, столь
пространный в надписях на
надгробиях иного типа, здесь сводится к краткому упоминанию имени покойного и
его социального
положения. Религиозные сцены представлены схематично. Значение придается не
этим благочестивым
образам — а ведь мы имеем дело с эпохой расцвета барокко! Важно обязать
священников совершить
предусмотренные и заранее оплаченные действия во спасение души усопшего. Надгробие
становится