ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 136

Другая вотивная табличка, 1799 г., представляет религиозную сцену, в которую включена семья
донатора: трое мужчин, три женщины и четверо маленьких детей в пеленках. Дети все мертвы, как и
двое мужчин и две женщины. В живых остались лишь один мужчина и одна женщина, которые и
поднесли в дар святому эту табличку в знак благодарности за спасение. Мертвые стоят в том же ряду
молящихся, что и живые, и в этом нет ничего удивительного, ведь у врат мира сверхъестественного
различия между жизнью и смертью больше не имеют значения. Тем не менее один знак отделяет одних
от других: маленький красный крестик, почти незаметный, который умершие держат в руке или
который висит в воздухе над их головами. Этот знак также не был исключительным достоянием
табличек ex voto и вообще народного искусства. Мы обнаруживаем его над головами некоторых
донаторов на ретаблях алтарей работы фламандских мастеров XVI в. в брюссельском Музее изящных
искусств, над несколькими членами семьи, стоящими на коленях, в нижней части прекрасной копии
«Распятия» Ван Дейка, висящей в соборе Франкфурта-на-Майне и первоначально имевшей, очевидно,
какую-то связь с надгробием или с семейной часовней, где должны были, по условиям фундации,
служиться заупокойные мессы.

В XIX в. подобные вотивные таблички, где в изображении семьи, сраженной несчастьем, живые
смешиваются с мертвыми, исчезают. Новая коллективная чувствительность людей не допускала
больше соединения благодарности уцелевших с сожалением об умерших. Складывается новый тип
таблички ex voto, также, однако, свидетельствующий о живучести иконографии «молящегося» и духа
фундационных табличек-надгробий. Это также нечто вроде надгробия для тех, кто был лишен
надгробий: дровосеки, пропавшие в лесу, солдаты, павшие на войне. На одной из вотивных табличек
изображены трое солдат Наполеона, погибших в России в 1812г.: они стоят на коленях перед своим
покровителем, св. Мартином. На еще одной табличке с изображением коленопреклоненного солдата
(XVIII в.) у его ног мы видим картину чистилища. Образ чистилища превращает табличку ex voto из
выражения благодарности в моление о заступничестве за душу умершего в потустороннем мире [216].

В XVIII-XIX вв., по крайней мере в Центральной Европе, люди не могли смириться с мыслью, что
погибший на войне или в результате несчастного случая лишается погребения. Поэтому он получал
символическое надгробие, повторявшее своим обликом вотивные таблички, которые, в свою очередь,
сохраняли иконографические мотивы старинных надгробий с «молящимися». Так что надгробие
человека, лишенного погребения, продолжает иконографическую традицию таблички с изображением
«молящегося» в эпоху, когда такое изображение уже целое столетие больше не встречается. Крисе
Реттенбек опубликовал две деревянные таблички, 1843 и 1845 гг., где представлен не только донатор,
над которым стоит его святой патрон, но также надпись и череп. Так мотивы надгробной скульптуры
конца Средневековья удивительным образом, через вотивные таблички, продолжали жить еще в
середине XIX b.i

Семейные усыпальницы

Читатель, конечно же, не преминул отметить постоянную двойственность, существовавшую на исходе
Средневековья в отношении того, каким должно быть расстояние между местом, где действительно
покоилось тело умершего, и тем, где помещалось надгробие. Иногда завещатели стремились к тому,
чтобы оба этих места совпадали. В XVII в. в завещаниях порой прямо указывалось, что каменное
надгробие должно быть воздвигнуто на могиле покойного. Но мы знаем также, что подобное
совпадение требовалось не всегда. Да его и не могло быть в тех случаях, когда речь шла о надгробии в
форме стенной таблички-эпитафии или когда ставилось мемориальное «надгробие» тому, кто даже не
имел могилы. Во многих завещаниях предписывалось только, чтобы надгробие и место захоронения
находились как можно ближе одно к другому. Случалось, хотя и очень редко, что в надгробной
надписи указывалось, где именно покоится тело. Но в этих случаях речь шла чаще всего о лицах,
занимавших видное положение.

Впрочем, в XVII-XVIII вв. можно констатировать, напротив, желание собрать всех умерших,
принадлежавших к одному семейству, вместе в одной часовне. Отсюда берет начало наш нынешний

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости