Сами страдания предсмертной агонии попадают
под подозрение. Английский пуританин Томас Бекон
писал в 1561 г., что средневековая риторика описывала эти страдания с
чрезмерным сочувствием.
«Горечь агонии», находит он, лишь «краткая и легкая неприятность» в сравнении
со страданиями
мучеников и пророков. Агония — вещь вполне естественная, и не следует ее
драматизировать:
«Умирать естественно, зачем же мы стараемся выйти за пределы естества?» Здесь
вновь
воспроизводится излюбленная идея стоиков о смерти как путешествии. Век спустя в
той же Англии
Тэйлор, который в 1651 г. также наставлял своих читателей в правилах блаженной
кончины и при этом
был не сектантом-пуританином, а почитателем иезуитов, прямо объявил
традиционные видения
смертного одра не чем иным, как «фантазмами» Сатаны, плодом «испорченного
воображения»
больных, впавших в депрессию и неврастению.
Беллармин удивляется, что люди уделяют так
много времени своим делам, своему имуществу и так
мало — спасению души или, точнее говоря, начинают заботиться о вечном лишь
тогда, когда уже
больше не способны владеть и распоряжаться собой, когда они раздавлены, почти в
беспамятстве. В
предсмертной тоске агонии он видит только ее негативные стороны: разрушение
воли и сознания.
Никакой нежности, никакой естественной жалости к бренным останкам, уже
покинутым жизнью, мы у
него не найдем. В представлениях Средневековья свобода человека, его
способность давать и
принимать намного дольше сохраняется в остывающем теле, превращающемся в труп.
Беллармин же
одинаково беспощаден и к умирающему, и к старику.
Духовные писатели этой эпохи единодушны в
утверждении идеи, что смерть есть нечто иное, нежели
отвратительная карикатура, унаследованная от Позднего Средневековья. Если
католические авторы
говорят об этом с некоторой осторожностью, то протестантские, и прежде всего
сам Жан Кальвин,
заявляют без обиняков: смерти мы «страшимся, потому что воспринимаем ее не
такой, какова она сама
по себе, а печальной, бледной и безобразной, такой, какую художникам угодно
изображать на стенах».
Кальвин имеет в виду, конечно, создателей Плясок Смерти в католических церквах.
«Мы обращаемся в
бегство перед ней, потому что, занятые подобными пустыми фантазиями, не даем
себе досуга
рассмотреть ее». Здесь место не страхам, но медитации, продолжает Кальвин.
«Остановимся, пребудем
тверды, посмотрим ей в глаза — и мы найдем ее совсем иной, чем нам ее рисуют, и
в совершенно ином
облике, чем наша жалкая жизнь»
Но чем же тогда она стала, смерть, если она
уже не умирающий, распростертый на постели, исходящий
смертным потом, страдающий и молящийся? Она становится чем-то метафизическим,
выражаемым
метафорой «расставание души с телом», ощущаемое как расставание супругов или же
двух друзей,
давних и близких. Мысль о смерти ассоциируется с идеей разрыва, распада
человеческого составного
целого. Недаром это эпоха «надгробия души», когда коллективная чувствительность
начинает
проникаться идеей дуализма души и тела. Болезненность и горечь смерти
оказываются связанными не
с реальными страданиями агонии, а с печальным образом разбитой дружбы.
Новые artes
moriendi: жить с мыслью о смерти
Итак, не в самый момент смерти и не тогда,
когда она уже близка, надо думать — о ней. О ней надо
думать всю жизнь. Житель Лиона Жан де Возелль в опубликованном им в 1538 г.
тексте к Пляске
Смерти работы Хольбейна Младшего представляет земную жизнь подготовкой к жизни
вечной,
подобно тому как девять месяцев беременности матери служат человеку подготовкой
к его жизни на
этом свете. Искусство умирать сменяется искусством жить. Ничто больше не
происходит в комнате
умирающего. Все распределено по всем дням земной жизни человека. Но какой
жизни? Не все равно
какой. Жизни, подчиненной мысли о смерти. Смерти, которая воспринимается не как
физический или
моральный ужас агонии, но как антижизнь, исчерпанность и пустота жизни, что
побуждает разум не
привязываться к земному существованию. Поэтому между благой жизнью и благой
смертью есть самая
тесная связь.
Чтоб умереть блаженно — научитесь жить. Чтоб
жить блаженно — умереть учитесь, — пишет вполне
в католическом духе кальвинист Филипп Дюплесси-Морнэ. Тот, кто всю жизнь
полагается на Бога,