ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 141

продолжает он, и живет в вере, того смерть не застанет врасплох. Он готов к смерти, и другой
подготовки ему не нужно.

Вместе с тем невозможно жить в миру, не под защитой монастырских стен, если не проникнуться
мыслью о тщете того, среди чего человек должен жить. Вот почему медитация о смерти ставится в
центр жизни. «Образы Смерти, — рассуждает Жан де Возелль, — это настоящее и подлинное зеркало,
по которому человек должен выправлять уродства греха и украшать душу». В духовных трактатах
XVI—XVII вв., таким образом, больше не говорится (или, по крайней мере, это не стоит уже на первом
месте) о том, чтобы подготовить умирающих к смерти, но о том, чтобы научить живых размышлять о
ней.

Для этого существуют проверенные методы: воспитание мышления и воображения так, как учил св.
Игнатий Лойола в своих «Духовных упражнениях». Смерть становится предлогом для
систематических метафизических медитаций о бренности и хрупкости жизни, дабы не впадать в
суетные заблуждения. Смерть отныне лишь способ научиться лучшей, благой жизни. Смерть могла бы
стать приглашением к эпикурейским утехам недолгого бытия — она предстает, напротив, как отказ от
этих утех. Однако изображение Смерти в виде скелета одно и то же и на сосудах жизнелюбивых
эпикурейцев в римских Помпеях, и на гравюрах в «Духовных упражнениях» основателя ордена
иезуитов.

Французский кальвинист, англиканский проповедник говорят так, как говорил римский кардинал-
иезуит. В подходе к смерти среди элиты христианского мира царит единодушие. Даже самые
консервативные католики-традиционалисты, для которых свидетельство средневековых монахов
полностью сохраняет силу истины, убеждены отныне, что не сам по себе смертный час, не момент
физической смерти определяет подлинную цену прожитой жизни и является решающим для участи
человека в загробном мире. Смертный час — это уже слишком поздно, или, во всяком случае, не
следует рисковать, оттягивая до последней минуты. Озарение, которое может наступить в это
последнее мгновение, окажется недостаточным для того, чтобы уберечь всю дарованную Богом жизнь
человека от проклятия и осуждения. «Неразумно и несправедливо, — замечает Жан де Возелль, —
чтобы мы совершали столько греховных поступков в течение всей своей жизни и чтобы мы хотели
оплакать их и покаяться в них всего за один день или час» [227]. Нет, в каждый момент жизни надлежит
быть человеку в том состоянии духа, в какое средневековые artes moriendi хотят привести умирающего:
всю жизнь надо быть, как in hora mortis nostrae, «в час смерти нашей», о котором говорит вторая часть
молитвы Ave Maria, ставшей популярной именно в XVI в.

Две истории иллюстрируют это новое учение о жизни и смерти. Одна из них родилась в лагере
Контрреформации: иезуитская традиция приписывает ее св. Луиджи Гонзаге (XVI в.). Однажды, когда
юный святой играл в мяч, его спросили, что бы он стал делать, если бы знал, что вот-вот умрет.
Представим себе, что бы ответил на это монах в X или даже XV в.: он отбросил бы все мирские дела,
всецело посвятил бы себя молитве и покаянию, удалился бы в уединенное место, где ничто не могло
бы отвлечь его от мыслей о спасении души. А что ответил бы мирянин? Что побежал бы спасать душу
в монастыре. Но юный святой эпохи Контрреформации ответил спокойно и просто, что продолжал бы
играть в мяч.

Другой анекдот приводит в 1534 г. английский гуманист, проникнутый, напротив, идеями Реформации.
Вдохновляемый учением античных стоиков, он воспроизводит как пример образцового поведения
рассказ Сенеки о смерти философа Кания. Император Калигула приговорил его к жестокой казни.

Когда палач явился за ним, чтобы отвести его к месту казни, он застал философа играющим в кости,
подобно тому как св. Луиджи Гонзага играл в мяч. И римский философ в тот момент даже
выигрывал! [228]

Для человека, истинно подготовленного к смерти, все мгновения жизни подобны моменту последнего
ухода. «Да будем мы в полном здравии всегда иметь смерть перед глазами, так чтобы мы не
рассчитывали вечно пребывать в этом мире...» — учит Кальвин. Надо жить как бы «уже занеся ногу»,
говорит он, надо каждую минуту быть готовым к уходу [229].

Образец такого поведения мы находим и в первой книге «Бесед» Эразма Роттердамского.
Кораблекрушение, обезумевшие от страха пассажиры и матросы мечутся по палубе, заклиная всех
святых и распевая псалмы. Пока все исступленно молятся и ждут вмешательства божественных сил,

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости