Во время подобных манипуляций с телом
умершего могли происходить самые нелепые и смешные
сцены. В одном парижском дневнике за 1723 г. рассказана история, которая едва
ли могла случиться
при погребении королевских особ в XV-XVI вв. Умер герцог Орлеанский, и, «как
обычно, вскрыли
тело, дабы его забальзамировать, а сердце положить в коробку и отнести в
Валь-де-Грас. Пока
происходило вскрытие, в той же комнате находился датский дог герцога, который,
раньше чем кто-
либо успел ему помешать, бросился на сердце и съел от него добрую четверть»
От трупа к жизни:
новый Прометей
Остановим здесь исследование этого смутного
мира, где смешиваются подземные воды воображения и
стремительные потоки науки. Подобно тому как сегодня влияние психоанализа на
нравы лучше
оценивать, листая журналы для женщин, для нас предпочтительнее постигать
феномены смерти в
побочных формах популяризации.
Как-то вечером, в 1816 г., во время бури на
озере Леман, Мэри Шелли, Байрон, врач Полидори и
Мэтью Грегори Льюис, автор романа «Амброзио, или Монах», собравшись вместе,
рассказывали друг
другу страшные истории. Так родился знаменитый «Франкенштейн, или Новый
Прометей» Мэри
Шелли, увидевший свет в 1818 г.
В основе этого «черного романа» лежали
размышления об истоках жизни, о гальванизме и о
возможности оживлять трупы действием электрических разрядов. Франкенштейн
поставил себе целью
воссоздать живое существо, соединив в необходимом порядке его элементы и
сообщив им «жизненную
теплоту», благодаря ферментации и электричеству. Это требовало углубленного
знания человеческого
тела, его структуры. Франкенштейн устанавливает, что между телом, жизнью и
трупом человека есть
определенная связь, которую предполагали и старые врачи. «Чтобы изучить причины
жизни, надо
сначала исследовать причины смерти». А смерть — это труп, мертвое тело, еще не
полностью
лишенное жизни. «Я изучил анатомию, но этого было недостаточно, нужно было
также наблюдать за
разложением и распадом человеческого тела. (...) Я должен был проводить дни и
ночи среди могил и
погребальных галерей. Я увидел, как цвета жизни сменяются гниением смерти,
увидел, как червь
наследует то, что было чудом глаз и мозга». Но нельзя ли пройти эту эволюцию в
обратном
направлении — от трупа к жизни?
Постигая тайны трупов, Франкенштейн откроет
великий секрет жизни. В трупе записано знание жизни
и сохраняется ее элемент. Ученый решается воссоздать человеческое тело и
оживить его. «Часто
испытывая отвращение от того, что делал», он собрал из костей, подобранных на
кладбищах и в
анатомических кабинетах, человеческую структуру и оживил ее разрядом
электрического тока. Из
составленных вместе мертвых анатомических частиц родилось живое существо.
Человек или дьявол?
Во всяком случае, то зловещее и опасное творение, которое так мастерски
описывает в своем романе
Мэри Шелли, Для нас важно само это «чудо трупа»: переход от неодушевленной
материи к жизни, ибо
существует континуитет природы, или материи, преобразование одной формы энергии
в другую.
Встреча человека с
природой: любовь и смерть
У таких авторов того времени, как маркиз де
Сад, природа есть противоположность или отрицание
социального порядка. Она всегда разрушительна, исполнена насилия и может
погубить человека. Мир
природы враждебен миру человека, жесток, неистов и несправедлив. Вводя законы и
ограничения,
человек действует вопреки природе, и, напротив, физическое насилие, эротизм,
смерть суть сфера
соприкосновения двух миров, место встречи человека с природой.