ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 210

искусства. Смерть начинает прятаться, несмотря на видимую публичность, которой она окружена:
похороны, траур, посещение кладбища. Смерть прячется за красотой.

И в христианских доктринах, и в обыденной жизни людей прошлых времен смерть рассматривалась
как проявление Зла, проникшего в мир и неотделимого от человеческой жизни. У христиан смерть
была моментом трагической ориентации между небом и адом. В XIX в. в ад — самое банальное
выражение Зла — едва ли еще верят. О нем лишь говорят, чтобы сохранять видимость веры. Так, де Ла
Ферронэ были бы искренне возмущены, если бы им сказали, что они не верят в ад. Они и вправду
верили, что существует некое далекое место, предназначенное для величайших преступников, не
облегчивших свою участь покаянием, для безбожников, для еретиков. Поэтому Альбер де Ла Ферронэ
и хотел в свои последние минуты отдалить жену от ее матери-лютеранки. Все, что еще оставалось от
веры в ад, было наследием инквизиции.

В XVII в. даже святой страшился ада, как бы велики ни были его вера и добродетель, в своих
медитациях он непрестанно воображал себе адские муки. Для благочестивого христианина XIX в. ад —
догма, взятая из катехизиса, но чуждая его миру чувств. Вместе с адом уходит часть самого Зла. Другая
его часть остается: земные страдания, несправедливость, несчастье, но Хелен Берне, героиня
Шарлотты Бронте, убеждена, что это остаточное Зло связано с плотью и вместе с плотью исчезнет
после ее смерти. В мире потустороннем, в мире духов, Зла больше нет, и потому-то смерть так
желанна. Недаром Шарль Бодлер воспевает «смерть утешающую», «цель жизни и единственную
надежду», пьянящую подобно эликсиру и заставляющую сердце сильнее биться.

Конец ада — первый большой этап отступления Зла — не означает смерти Бога. Романтики часто были
пламенно верующими. Но, как смерть прячется за красотой, библейский Бог принимает часто вид
Природы. Ведь смерть — это не только расставание с другим человеком, но и, пусть и не всеми
осознаваемое, чудесное приближение к неизмеримому, мистическое приобщение к источникам бытия,
к космической бесконечности. Романтизм был, несомненно, реакцией на просветительскую
философию XVIII в. Тем не менее его Бог унаследовал кое-что от деизма просветителей, смешиваясь с
вездесущей Природой, где все гибнет и вновь воссоздается. Не только у интеллектуалов и эстетов
образы смерти сопрягаются с образами бесконечности: морем, бескрайней равниной. В самых разных
семьях умирающие дети говорят, что видят перед собой морскую гладь или ровную и безбрежную
песчаную даль.

Глава 11. Визит на кладбище

Мы знаем античность в значительной мере благодаря надгробиям и предметам, найденным в
погребениях. И чем эпоха отдаленнее, тем большую роль в ее изучении играют погребения. Таков
отбор, производимый неумолимым временем: люди, настилая один культурный слой на другой,
стирают следы своих предшественников, но оставляют — в стороне от себя, наполовину оскверненные

— могилы. В нашем видении древних обществ место кладбищ или того, что их заменяло, особенно
велико.

Мы уже видели, как в средние века роль кладбищ уменьшилась или даже сошла на нет: могилы жмутся
к стенам церкви или проникают в ее интерьер. Обширные скопления надгробных памятников, какими
были кладбища древних римлян, исчезли из топографии средневекового города. Лишь постепенно
вновь появляются немногочисленные видимые надгробия. Цивилизации, относящиеся к эпохе
Средневековья и началу Нового времени, никак нельзя назвать кладбищенскими: ни пространства, ни
видимой обстановки они своим мертвым не предоставляли. В наших знаниях и исторических
интерпретациях этого периода документы, касающиеся некрополей и погребений, занимают самое
незначительное место.

С XVII в., но особенно с начала XIX в. кладбище возвращается в топографию европейского города.
Пролетая "ад современными городами и даже деревнями, видишь обширные зеленые пятна —
кладбища. Разумеется, они Уже не являются воспроизведением под землей мира живых, как это было в
античных обществах, но и сегодня мы ощущаем, что наше кладбище имеет определенный смысл.
Средневековый пейзаж был организован вокруг колоколен. Более урбанизированный пейзаж XIX —
начала XX в. стремится придать ту роль, которую прежде играли колокольни, кладбищам с их
импозантными надгробными памятниками. Кладбище стало (и остается?) знаком культуры. Как
объяснить это возвращение кладбища и что оно значит?

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости