ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 254

То же самое, когда Иван Ильич выходит из своего многодневного агрессивного молчания, вновь
открывает глаза, поворачивается лицом к своим близким, видит сына, целующего ему руку, жену, у
которой нос и щеки мокры от слез. По сравнению с тем, что было в начале XIX в., ситуация
переворачивается: не окружающим жаль умирающего, а он жалеет их. Иван Ильич просит увести сына
из комнаты, ибо зрелище страданий и смерти способно потрясти мальчика. Со второй половины XIX в.
детям уже не позволяют, как это было прежде, присутствовать при кончине близкого человека. Вот
Эмма Бовари зовет свою маленькую дочку и хочет поцеловать ее ручку. «"Я боюсь", — сказала
девочка, отступив на шаг, (...) «Довольно! Уведите eel» — вскричал Шарль».

Иван Ильич говорит жене: «Уведи... жалко... и тебя...» Он еще хочет добавить: «Прости», но уже не в
силах ничего сказать. Агония длится два часа, и Толстой уверяет нас, что умирающий пребывал в
радости! Весь этот, заключительный период, за исключением некоторых деталей, таких, например, как
увод детей, вполне соответствует старой, романтической модели смерти. Психологическое
противоречие между моделями смерти спрятанной и смерти публичной наглядно проявляется в
поведении окружающих. До начала агонии они разыгрывают комедию и скрывают от больного
приближение смерти (новая модель). Но, если бы они были последовательны, они должны были бы
сожалеть о том, что Иван Ильич в конце концов начинает все сознавать, следит за приближением
смерти, до последнего момента остается в полном сознании и отзывается на реакцию своих близких.
Действительно, в XX в. близкие умирающего страстно желают, чтобы он избежал предсмертной тоски
и до последней минуты не сознавал, что умирает. Напротив, жена Ивана Ильича после его кончины,
принимая соболезнования, на вопрос одного из посетителей, оставался ли покойный в ясном сознании,
поспешно отвечает: «Да, до последней минуты. Он простился с нами за 4 часа до смерти и еще просил
увести Володю»

Очень скромные похороны и неприличие траура

Итак, с начала XX в. общество психологически готово к тому, чтобы удалить от себя смерть, лишить ее
характера публичной церемонии, сделав ее чисто приватным актом, в котором участвуют лишь самые
близкие, а в дальнейшем от него отстраняется и семья, когда общепринятой становится госпитализация
смертельно больных. Коммуникация между умирающим или уже умершим и сообществом живых
сходит на нет после того, как исчезает обычай последних прощаний и наставлений. Но финальным
шагом был отказ от траура. Это большое событие в истории эволюции менталитета в отношении к
смерти подробно проанализировал Дж. Горер, исходя в первую очередь из своего личного опыта.

В 1915 г. он почти одновременно потерял и деда, и отца. В это время он еще должен был соблюдать
условности траура, хотя, как он говорит, в ходе первой мировой войны, из-за огромного множества
погибших, а также потому, что мужчины были на фронте, а женщины работали вместо них, условности
траура стали ослабевать. Когда же в 1948 г. умерла его невестка, а затем близкий друг, он столкнулся с
новым отношением общества к трауру. Тогда он понял, что социальная функция траура изменилась, и
за этим изменением таилась глубокая трансформация самого отношения к смерти. Именно тогда, в
1955 г., в журнале «Энкаунтер» появилась его знаменитая статья «Порнография смерти», где он
показывает, что смерть стала чем-то стыдным и запретным, как в викторианскую эпоху секс. Одно табу
сменило другое.

В 1961 г. скончался от рака его брат, оставив жену с детьми. Дж. Гореру пришлось заниматься
похоронами, затем устройством судьбы вдовы и племянников, и он вновь был поражен тем, насколько
отвергаются теперь традиционные условности и модели поведения. Осознав это как драму, он решил
глубоко изучить это явление уже не по личным воспоминаниям, а как социолог. Начатое в 1963 г.
научное исследование увидело свет два года спустя в форме большой книги «Смерть, скорбь и траур в
современной Британии».

Прежде всего он констатирует, что смерть отдалилась. Не только никто или почти никто не находится
у постели умирающего в его смертный час, но даже похороны перестали быть привычным, близким,
хорошо знакомым событием. Среди опрошенных им англичан 70 % не присутствовали на похоронах

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости