и близкая», воспользовавшись словами госпожи
де Ла Файетт, цитируемыми в исследовании М.
Вовелля.
Система защиты от природы, остававшаяся
неподвижной в течение тысячелетий, расшатывается во
мраке коллективного бессознательного. Смерть, когда-то прирученная, готовится
вернуться в
изначальное дикое состояние: процесс одновременно и медленный, и резкий,
прерывистый, идущий
незаметными скачками, с действительными или мнимыми откатами. На первый взгляд
может
показаться странным, что этот период одичания смерти есть в то же время период
роста рационализма,
научных открытий и технических новшеств, все усиливающейся веры в прогресс и
его торжество над
первобытной дикостью природы. Однако именно тогда плотины, воздвигнутые
тысячелетия назад,
дабы сдержать стихию природы, оказываются взорванными в двух местах: секс и
смерть. С какого-то
момента, за определенным порогом страдание и наслаждение, агония и оргазм
сведены в единое
ощущение, что находит выражение, в частности, в мифе об эрекции у повешенных.
Эти эмоции на
краю пропасти внушают желание и страх. Именно и только тогда появляется первая
форма великого
страха смерти: боязнь быть похороненным заживо, подразумевающая, что есть некое
смешанное и
обратимое состояние, сочетающее жизнь и смерть.
Страх этот мог бы получить развитие,
расшириться и, соединившись с другими плодами века
Просвещения, вызвать к жизни нашу сегодняшнюю культуру на почти полтора
столетия раньше. И это
не первый раз, когда создается впечатление, что конец XVIII в. прямо подходит к
порогу века XX. Но
нет, произошло нечто иное, чего невозможно было предвидеть и что
восстанавливает реальную
историческую хронологию.
XIX век: триумф новой техники, порожденной
научной мыслью предшествующего периода. XIX век:
романтизм формирует новую чувствительность, исполненную страстей безоглядных и
беспредельных.
Целый ряд новых психологических реакций сотрясают Запад, как никогда прежде.
Бешено мигают
лампочки контрольных приборов, их зашкаливает. Все четыре наших параметра
претерпевают мощные
изменения.
Определяющим становится изменение первого
параметра: индивидуального самосознания. До сих пор
его противоположными полюсами были чувство общности судьбы и родовой
принадлежности ("все
умирать будем") и чувство собственной специфической индивидуальности
(«смерть своя»), В XIX в. то
и другое ослабевает, уступая место третьему чувству, ранее смешивавшемуся с
первыми двумя:
чувство «другого», причем не любого другого человека, а нескольких самых
близких. Аффективная
привязанность, некогда распространявшаяся на обширную группу людей,
сосредоточивается отныне на
самых дорогих сердцу родных и друзьях, разлука с которыми — смерть есть прежде
всего разлука —
начинает восприниматься как невыносимая, вызывает драматический кризис всех
чувств. Отсюда
модель, названная нами «смерть твоя», за которой целая эволюция чувств, столь
же важная для
истории, как и революция идей, политическая, индустриальная или демографическая
революция.
Между всеми этими революциями связь более глубокая, нежели простая
взаимозависимость во
времени.
На смену традиционной общине и эгоистическому
индивиду конца Средневековья и начала Нового
времени приходит «нуклеарная» семья: супружеская пара с детьми, заново
изваянная ее новой
функцией носителя абсолютной аффективной привязанности всех ее членов друг
другу. Частная
жизнь, privacy, побеждает все иные формы чувствительности, противостоя
одновременно и
индивидуализму, и традиционной архаической общинности. «Смерть своя» теряет
смысл. Страх
умереть самому в значительной мере сменяется страхом разлуки с «другим», с
теми, кого любишь.
Смерть «другого», «тебя» возбуждает пафос,
прежде отвергавшийся. Церемонии, совершаемые в
комнате умирающего или в период траура, ранее призваны были служить барьером
против избытка
эмоций или безразличия. Теперь же они деритуализируются, теряют свой условный
характер,
становятся формами спонтанного выражения горя и скорби живых. Оплакивают не сам
факт кончины,
а именно физическое расставание с умершим. Сама же смерть, напротив, перестает
быть печальной.
Она желанна, она возвеличивается, она прекрасна! Дикая природа проникает в
неприступную башню
человеческой культуры, гуманизируется и сливается с ней в компромиссе прекрасной
смерти. Смерть
— уже не близкая и прирученная, как в
традиционных обществах, но и не абсолютно дикая. Она
становится патетической и красивой, как сама природа в своей огромности и
бесконечности, как море,
как бескрайняя равнина. Прекрасная смерть — это компромисс, позволяющий
канализировать