Примечания:
1. Lettres de Gerbert / Ed. J.Havet. P., 1889. Nr. 74, 128.
[2] Культ Адельгейд имел локальное значение, не выходя за пределы Верхнего
Рейна и Эльзаса. Даже канонизация, точная дата которой не известна (конец
XI в.), не способствовала его распространению. – Paulhart H. Zur Heiligsprechung
der Kaiserin Adelheid // Mitteilungen des Instituts für österreichische
Geschichtsforschung (MIÖG), Bd.64, 1956. S.65 ff.; Görich
K. Otto III. öffnet das Karlsgrab in Aachen. Überlegungen
zu Heiligenverehrung, Heiligsprechung und Traditionsbildung // Herrschaftsrepresentation
im ottonischen Sachsen. Sigmaringen, 1998. S.381 ff. [3] Hier. ep. 112,
3: "epitaphium autem proprie scribitur mortuorum".
[4] "Анналист Саксонец" в своей хронике прямо называет Одилона
автором этого произведения, правда, употребляя для его обозначения термин
"Vita". Annalista Saxo // MGH SS VI. P.637: "Hic vitam
Adelheidhis imperatricis descripsit".
[5] Arbusow L. Colores rhetorici. Eine Auswahl rhetorischer Figuren und
Gemeinplätze. Göttingen, 1948. S.91 ff.
[6] Simon G. Untersuchungen zur Topik der Widmungsbriefe mittelalterlicher
Geschichtsschreiber bis zum Ende des 12. Jahrhundеrts // Archiv für
Diplomatik, Bd.4, 1958. S.52 ff.; Bd.5/6, 1959/60. S.73 ff.
[7] Сопоставительный анализ проведен в работе: Paulhart H. Widmungsbrief
und Vorrede des Epitaphium Adelheids // MIÖG, Bd.68, 1960. S.244
ff.
[8] См. гл.7. На наш взгляд, в этом проявился не столько конфликт поколений,
сколько различие мировоззрений и жизненных позиций.
[9] Die Lebensbeschreibung der Kaiserin Adelheid von Abt Odilo von Cluny
(Odilonis Cluniacensis abbatis Epitaphium domine Adelheide auguste) /
Bearb. von Herbert Paulhart. Graz/Köln, 1962.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Андрей, аббат расположенного западнее Павии монастыря Сан–Сальваторе.
Письмо Одилона Андрею предпослано основному тексту "Эпитафии"
в части дошедших до нас ее рукописей, что и воспроизведено в издании,
использованном нами для перевода.
[2] Одилон, в 994-1048 гг. аббат Клюни, бенедиктинского монастыря, учрежденного
в 910 г. См.: Borgolte M. Die Mittelalterliche Kirche. München,
1992. S. 19 ff.; Tellenbach G. The Church in Western Europe from the Tenth
to the Early Twelfth Century. Cambridge, 1993. P. 79 sq.
[3] В Средние века считали, что именно там место язычнику Цицерону, хотя
при этом и восхищались его даром красноречия.
[4] Перечисленные знатные римлянки воплощали под руководством Иеронима
идеал аскетической жизни; им он адресовал несколько сочинений и многочисленные
письма. См.: Penna A. San Girolamo. Torino, 1949.
[5] Она родилась предположительно (точная дата не известна) в 931 г. Ее
родителями были король Бургундии Рудольф II и Берта, дочь герцога Швабского
Бурхарда.
[6] Бракосочетание состоялось в Павии в 947 г.; Лотарь – король Италии
в 947-950 гг., Гуго – в 926-947 гг.
[7] Эмма, дочь Адельгейд от брака с Лотарем, вышла замуж за короля Франции
Лотаря I (945-986); их сын – Людовик V, король Франции в 986-987 гг.,
умер 21 мая 987 г.
[8] 22 ноября 950 г.
[9] 1 Тим. 5, 6.
[10] Одилон, видимо, цитируя по памяти, не точно передал слова Писания:
"Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына,
которого принимает" (Евр. 12, 6).
[11] В заточении в крепости Гарда Адельгейд пробыла ровно четыре месяца,
с 20 апреля по 20 августа 951 г.
[12] Ф.П.Виммер полагал, что это была болотистая местность близ Мантуи
(Wimmer F.P. Kaiserin Adelheid, Gemahlin Ottos des Großen. Regensburg,
1889. S. 19 Anm. 1), однако в таком случае не понятно, откуда на болоте
взялся рыбак, о котором далее говорится. Скорее всего, речь идет о болотистых,
поросших камышом берегах озера Гарда, где и стояла одноименная крепость.
[13] Вооруженный отряд епископа Реджо Адальхарда, сопроводивший Адельгейд
в Каноссу. См.: Köpke R., Dümmler E. Kaiser Otto der
Große. Leipzig, 1876. S. 196 Anm. 2–3.
[14] Имеется в виду присяга на верность, принесенная итальянскими магнатами
после вступления Оттона I в Павию в сентябре 951 г. (Köpke R.,
Dümmler E. Op. cit. S. 196 Anm. 4). Адельгейд вместе Оттоном
I была помазана и коронована в качестве императрицы 2 февраля 962 г. в
Риме.
[15] Прит. 31, 20-23, 25-29.
*
* *