19. Итак, на этой последней стадии своего земного пути она, как могла,
приободрилась духом, дабы, презрев мирские бури, вольно предаться размышлениям
о божественном. И семейными делами она тоже стала тяготиться. Доблестно
завершив довольно похвальное дело Лии и Марфы, она захотела обрести желанный
покой Рахили и Марии.[56] Ревностно предавшись чтению [Священного Писания]
и молитвам, она отвергла земное, всей душой открывшись небесному. И если
кто докучал ей земными заботами, она, не давая ответа и лишь рыдая в душе,
повторяла слова апостола: "Бедный я человек! Кто избавит меня от
сего тела смерти?".[57] И твердо надеясь на воздаяние Божие, говорила:
"Благодарю Бога (моего) Иисусом Христом".[58]
20. Затем, наученная наставлением небесным, прибыла к месту, где суждено
было ей испустить Богу свой дух. Близился день, когда совершался ежегодный
молебен в память о сыне ее Оттоне августе.[59] По этому случаю стекался,
как всегда бывало, бедный народ из окрестных мест. Был у нее такой обычай,
чтобы в годовщины смерти своих друзей и родных раздавать духовное жалование,
сиречь милостыню, своему духовному воинству, убогим во Христе. Множество
нуждавшихся собралось в должном порядке в установленном месте. Выйдя к
ним, она тотчас поклонилась им до земли, зная, что среди них Бог патриарха
Авраама.[60] И, забыв о своем нездоровье, превозмогая себя, подходила
к каждому и собственной рукой раздавала [милостыню], а тем, кто ей казался
особенно жалким, давала одежду или иные дары. Закончив сию духовную работу,
велела одному достопочтенному архиепископу[61] служить поминальную мессу
о сыне. В ближайшую же ночь с ней сделалась горячка, усиливаясь с каждым
днем и усугубляя ее нездоровье вплоть до смертного часа. Но до самой смерти
она ревностно, из последних сил молилась, и очи ее не желали видеть ничего,
кроме Христа. Немного собравшись с силами телесными, весьма настойчиво
просила укрепить ее церковными таинствами. Тогда, помазанная святым елеем,
смиренно и благоговейно молясь, причастилась, вкусив тела Господа нашего,
на коего всегда уповала в вере своей. Затем, заручившись такой защитой
и напитавшись на таком пиру, она велела стоявшим при ней господам и клиру
петь покаянные
псалмы и оглашать по церковному обычаю имена святых. Веление было исполнено,
и она пела с поющими и молилась с молящимися вплоть до того места, где
просят Бога о милости. Ибо веровала она, что с сестрой Моисея держит тимпан
и водит хоровод, с Давидом – струны и орган, а взяв звучные кимвалы со
следующими за агнецем вся обратилась в ликование.[62]
21. Когда приближался тысячный год от воплощения Господня, она, желая
видеть во дворцах Господа один день, не знающий заката, что лучше тысячи
других,[63] часто говорила словами апостола: "Имею желание разрешиться
и быть со Христом".[64] Ожидая также с радостью и присутствием духа
праздник Рождества Господа нашего Иисуса Христа, она, когда счастливый
декабрь открыл свой шестнадцатый день, счастливо сбросила бремя плоти
и отлетела к ясным небесам в сиянии чистейшего эфира. Была в ней величавая
любезность к домашним, почтенное величие в отношении чужих, неустанное
милосердие к бедным, изобильная щедрость в почитании церквей Господних,
неизменная доброта к добрым, милосердная суровость к нечестивым, богобоязненность
в желаниях и твердость в обладании, в счастии – истинное смирение, в несчастии
– долготерпение, умеренность в повседневной пище и одежде, неутомимое
усердие в чтении [Священного Писания] и молитвах, ночных богослужениях
и постах, неизменная готовность к раздаче милостыни. Не было в ней такого
порока, как высокомерная гордость знатностью происхождения, равно как
и не одолевало ее желание людской похвалы, способное увлечь с пути добра,
дарованного Богом. Она не имела обыкновения ни хвалиться добродетелями,
дарованными ей Богом, ни впадать в уныние из–за собственных прегрешений.
Не владело ею стремление к почестям, богатству и мирским наслаждениям,
но всегда спутницей ее была скромность, мать всех добродетелей. Была в
ней уверенная твердость в вере, твердая уверенность в упованиях, любовь
в преданности Богу и ближнему своему – корень всех благ и первопричина
добродетелей.
22. Но, истинно признаюсь, то, сколь великой была ее жизнь, лишь божественная
сила способна открыть чудесами, творящимися на ее могиле. И целого тома
не хватило бы для описания их по порядку, а потому невозможно передать
их в нашем рассказе. Но чтобы полностью не обойти их молчанием, изложим,
избегая многословия, в краткой главе. У ее могилы незрячие вновь обретают
утраченный свет очей, паралитики – телесную крепость, страдающие лихорадкой
исцеляются там, равно как и многие из мучимых иными болезнями восстанавливают
свое здоровье по любви и состраданию Господа нашего Иисуса Христа.
*
* *