Рыцарь
должен отличаться красотой и привлекательностью. В большинстве артуровских
циклов дается подробнейшее описание героев, а также их одеяний, подчеркивающих
внешние достоинства рыцарей.
Рыцарю требовалась сила, иначе он не смог бы носить доспехи, которые весили
шестьдесят-семьдесят килограммов. Эту силу он проявлял, как правило, еще
в юности. Сам Артур извлек меч, застрявший между двумя камнями, будучи
совсем юным (впрочем, тут не обошлось без магии). Рыцарь должен обладать
профессиональным мастерством: управлять конем, владеть оружием и пр.
От рыцаря ожидалось, что он будет неустанно заботиться о своей славе.
Слава требовала постоянного подтверждения, преодоления все новых и новых
испытаний. Ивейн из романа Кретьена де Труа «Ивейн, или Рыцарь Льва» не
может остаться с женой после венчания. Друзья следят за тем, чтобы он
не изнежился в бездействии и помнил, к чему обязывает его слава. Он должен
был странствовать, пока не подвернется случай сразиться с кем-либо. Нет
смысла делать добрые дела, если им суждено остаться неизвестными. Гордость
совершенно оправданна, если только она не преувеличена. Соперничество
из-за престижа ведет к стратификации в рамках сражающейся элиты, хотя,
в принципе, все рыцари считаются равными, что в легендах о короле Артуре
символизирует Круглый Стол, за которым они сидят.
Понятно, что при такой постоянной заботе о престиже от рыцаря требуется
мужество, и самое тяжелое обвинение - обвинение в недостатке мужества.
Боязнь быть заподозренным в трусости вела к нарушению элементарных правил
стратегии (так, Эрек в романе Кретьена де Труа «Эрек и Энида» запрещает
едущей впереди Эниде предупреждать его об опасности). Порой это заканчивалось
гибелью рыцаря и его дружины. Мужество также необходимо для исполнения
долга верности и лояльности.
Неустанное соперничество не нарушало солидарности рыцарской элиты как
таковой, солидарности, распространявшейся и на врагов, принадлежавших
элите. В одной из легенд простой воин хвалится, что убил благородного
рыцаря вражеского стана, но благородный командир велит гордеца повесить.
Если мужество было необходимо рыцарю как человеку военному, то своей щедростью,
которой от него ожидали и которая считалась непременным свойством благороднорожденного,
он благодетельствовал зависимых от него людей и тех, кто прославлял при
дворах подвиги рыцарей в надежде на хорошее угощение и приличные случаю
подарки. Недаром во всех легендах о рыцарях Круглого Стола не последнее
место уделяется описаниям пиров и подарков в честь свадьбы, коронации
(порой совпадающих) или еще какого-нибудь события. Рыцарь, как известно,
должен хранить безусловную верность своим обязательствам по отношению
к равным себе. Хорошо известен обычай принесения странных рыцарских обетов,
которые следовало исполнить вопреки всем правилам здравого смысла. Так,
тяжелораненый Эрек отказывается прожить хотя бы несколько дней в лагере
короля Артура, чтобы дать зажить ранам, и отправляется в путь, рискуя
умереть в лесу от ран.
Классовое братство не мешало рыцарям исполнять долг мести за любую обиду,
реальную или мнимую, нанесенную самому рыцарю или его близким. Супружество
не отличалось особой прочностью: рыцарь пребывал постоянно вне дома в
поисках славы, а оставшаяся в одиночестве жена обычно умела «вознаградить»
себя за его отсутствие. Сыновья воспитывались при чужих дворах (сам Артур
воспитывался при дворе сэра Эктора). Но род проявлял сплоченность, если
речь заходила о мести, ответственность тоже нес весь род. Не случайно
в артуровском цикле такую важную роль играет конфликт между двумя большими
соперничающими группами - приверженцами и родственниками Гавейна, с одной
стороны, приверженцами и родственниками Ланселота - с другой.
Рыцарь имел ряд обязательств по отношению к своему сюзерену. Рыцарям вменялась
в долг особая благодарность тому, кто посвятил их в рыцарский сан, а также
забота о сиротах и вдовах. Хотя рыцарь должен был оказывать поддержку
любому нуждающемуся в помощи, в легендах не идет речь ни об одном слабом
мужчине, обиженном судьбою. По этому поводу уместно привести остроумное
замечание М. Оссовской: «Ивен, Рыцарь Льва, защищает обиженных девиц оптом:
он освобождает от власти жестокого тирана триста девушек, которые в холоде
и голоде должны ткать полотно из золотых и серебряных нитей. Их трогательная
жалоба заслуживает быть отмеченной в литературе, посвященной эксплуатации»71.
Славу рыцарю приносила не столько победа, сколько его поведению в бою.
Сражение могло без ущерба для его чести кончиться поражением и гибелью.
Гибель в бою была даже хорошим завершением биографии - рыцарю нелегко
было примириться с ролью немощного старика. Рыцарь обязан был по возможности
предоставлять противнику равные шансы. Если противник упал с коня (а в
доспехах он не мог взобраться в седло без посторонней помощи), выбивший
его тоже спешивался, чтобы уравнять шансы. «Я никогда не убью рыцаря,
который упал с коня! - восклицает Ланселот. - Храни меня Бог от такого
позора».
Использование слабости противника не приносило рыцарю славы, а убийство
безоружного врага покрывало убийцу позором. Ланселот, рыцарь без страха
и упрека, не мог простить себе того, что как-то в пылу сражения убил двух
безоружных рыцарей и заметил это, когда было уже поздно; он совершил паломничество
пешком в одной лишь посконной рубахе, чтобы замолить этот грех. Нельзя
было наносить удар сзади. Рыцарь в доспехах не имел права отступать. Все,
что могло быть сочтено трусостью, было недопустимо.
Рыцарь, как правило, имел возлюбленную. При этом обожание и заботу он
мог проявлять лишь к даме своего сословия, порой занимавшей более высокое
положение по отношению к нему. Вопреки распространенному мнению, воздыхания
издалека составляли скорее исключение, чем правило. Как правило, любовь
была не платонической, а плотской, и испытывал ее рыцарь к чьей-либо,
не своей, жене (классический пример - Ланселот и Гвиневра, жена Артура).
* * * |