Описание одежды дам тоже позволяет судить о ее функциональном значении:
она удобна и практична, когда дама - хозяйка и занимается практической
деятельностью (ей постоянно приходится спускаться в подвалы, подниматься
на башни); нарядность одежды имеет первоочередное значение, только если
она парадная (в этом случае подробно описываются ткани, золотые кисти,
меха, украшения), при этом учитывается и цвет, так как помимо геральдического
значения с его помощью можно подчеркнуть красоту героя или героини.
Практически в каждом произведении артуровского цикла фигурирует какой-нибудь
замок - заколдованный, неприступный или тот, который со своей рукой и
сердцем обещает рыцарю по выполнении им поставленной задачи прелестная
леди. Так, мы знаем, что Артур был зачат в замке Тинтажель, расположенном
на скале над морем. Это один из замков раннего средневековья, представляющий
собой фактически одну башню, обнесенную стеной и защищенную со всех сторон
морем (к замку ведет лишь узкая тропинка, по которой может проехать только
один человек).
В романах артуровского цикла Кретьена де Труа мы встречаем описания более
поздних и усовершенствованных замков. Каждый из них был как бы мини-городом,
обнесенным стеной со всех сторон. Внутри находились собственно замок сеньора,
помещения для челяди, конюшни, подвалы, где хранились еда и питье на случай
осады или голода, нередко и часовня, в которой молился сеньор. Здесь же
частенько работали кузнецы, подковывавшие лошадей сеньора и изготавливавшие
изделия для замка. Таким образом, замок был оборудован с максимальными
удобствами.
Чтобы понять, почему столь важная роль в рыцарских романах зачастую отводится
замкам и тем, кто их населяет, остановимся подробнее на ряде исторических
фактов.
Первым фортификационным сооружением, построенным по приказу Вильгельма
Завоевателя сразу же после высадки его войск в Англии, был мотт - укрепление,
прежде неизвестное на Британских островах. Поначалу мотт представлял собой
окруженный рвом земляной холм. На его вершине сооружалась деревянная башня,
фундаментом которой служили вкопанные в землю мощные бревна. Именно такие
укрепления использовались норманнами в качестве опорных пунктов в Гастингсе.
На территории Англии они возвели множество мотт, укрепив с их помощью
свое господство на завоеванных землях.
Опыт строительства мотт норманны приобрели во Франции, где простейшие
фортификации такого типа позволяли феодалам противостоять абсолютной власти
наследников Карла Великого и учреждать собственные домены. Можно без преувеличения
сказать, что появление нового оборонительного сооружения в Европе имело
огромное значение. В плане политическом оно сыграло важную роль в децентрализации
королевской власти. Еще более важным было, несомненно, социальное значение
нового укрепления: оно стало своего рода школой, где сеньоры и их ратники
обучались рыцарским навыкам.
Обычно мотт имел форму усеченного конуса или полусферы; диаметр его основания
мог достигать 100 м, а высота - 20 м. В большинстве случаев к мотт примыкал
бейли - участок, огороженный земляным валом, рвом, палисадом. Такая двойная
линия земляных укреплений получила название «замок с мотт и бейли». Другой
тип средневековой застройки - миниатюрный бейли на плоской вершине насыпного
холма диаметром от 30 до 100 м с обязательным рвом и палисадом. Некоторые
бейли служили только как загоны для скота. Повсеместно сооружались также
и малые земляные крепости, к которым тоже примыкали загоны для скота.
Используя труд крестьян, можно было сравнительно быстро выполнять земляные
работы, связанные с сооружением укреплений. Преимущество мотт состояло
в том, что, не считая деревянной надстройки, его практически невозможно
было разрушить.
Тактику сооружавших мотт можно сравнить с тактикой играющих в шахматы
- максимально продвинуть свои фигуры и в то же время не дать противнику
захватить их. Возводя мотт, феодалы вместе со своим гарнизоном готовились
к осаде, которую соперник мог начать в любой момент, стремясь отвоевать
утраченные территории. В большинстве случаев осада заканчивалась неудачей:
мотт, к тому времени уже именовавшийся замком, был неприступен. Противник
мог попасть в замок только в том случае, если ворота открывал изменник
или сам сеньор попадал в плен. (Вспомним многочисленные легенды о замках,
которые все время вертятся, так что в них почти невозможно попасть, к
тому же населенные смертельно опасными животными, в борьбе с которыми
рыцарю может помочь только кто-нибудь из обитателей замка; таинственные
замки, окруженные щитами побежденных рыцарей; а также замок феи Морганы,
куда попадает сэр Гавейн - иногда Ланселот - и не может выбраться, покуда
его оттуда не выводит девушка, прислуживающая четырем королевам, гостящим
в замке.) Хроники тех лет свидетельствуют, что феодалы не могли полностью
положиться на своих приближенных и жили в постоянном ожидании измены.
Всеми силами они стремились избежать плена, и, когда дело доходило до
открытых баталий, сеньор, видя, что его войско терпит поражение, первым
покидал поле битвы. Если же сеньор попадал в плен, то от него силой требовали,
чтобы он заставил тех, кто остался в замке, включая его семью, открыть
ворота. Если они отказывались сделать это, пленника вешали у входа в замок.
Иногда неприятелю удавалось взять в заложники детей сеньора. Требуя сдачи
крепости, он угрожал повесить их или ослепить. (Один, из сюжетов о короле
Артуре - похищение его жены Гвиневры, которую вынужден вызволять из плена
Ланселот).
Жизнь в замке ставила воинов из свиты сеньора перед выбором: либо поддерживать
отношения товарищества, либо постоянно враждовать друг с другом. В любом
случае приходилось терпимо относиться к окружающим и для этого придерживаться
определенных правил поведения или, по крайней мере, не допускать проявлений
насилия.
Утвердившиеся в мире, огороженном палисадом, моральные нормы позже, на
втором этапе развития феодального общества, в конце XI века, вдохновили
трубадуров. В их гимнах воспевалось рыцарство и любовь, а по сути в них
прославлялись два социальных достижения - стабилизация и освоение нового
пространства. Многие знаменитые рыцари были поначалу простыми воинами
в свите феодала, но за проявленную в сражениях доблесть получили высокий
ранг. В то же время воин не мог добиться почестей, если он не вел себя
как настоящий рыцарь.
* * * |