Теренс Х.Уайт, свободно вводя современные суждения в картины средневековья,
делает акцент на психоаналитических нюансах во взаимоотношениях героев,
одновременно, иногда до чудаковатости, очеловечивая персонаж. Герой Ланселот
становится в его трактовке застенчивым некрасивым молодым человеком, ищущим
духовную чистоту в изнуряющих физических упражнениях, Гвиневра - стареет
со временем, как и положено женщине, а Мерлин выглядит рассеянным чудаком,
совершенно не заботящимся о том, как он смотрится и что о нем подумают
другие. При этом в произведениях причудливо перемешиваются морально-этические
мифы, пришедшие вместе с артуровским циклом из средневековья, и мифы,
возникшие значительно позже (миф о психоанализе, миф о паранормальных
способностях и пр.).
Популярность жанра «фэнтези» ставит много вопросов, но основной, пожалуй,
следующий: почему люди, уже знающие, что такое космическая ракета и ядерная
бомба, увлеченно погружаются в неисчислимые миры магов и мечей? То, что
вторая реальность, предлагаемая мифом о Круглом Столе, представляет собой
культурную ценность и по сей день, подтверждается обилием современных
произведений, посвященных этой теме (рок-оратория Р.Уикмена «Артур», мюзикл
«Камелот», фильмы «Экскалибур», «Мерлин и меч» и пр.). И ответ искать,
наверное, надо именно в мифе - второй идеальной реальности, куда так хочется
уйти.
Жанр «фэнтези» появляется после Первой мировой войны, ставшей для человечества
сильнейшим потрясением (изобретается оружие массового уничтожения, от
которого в первую очередь страдают мирные жители; честный бой, выявляющий,
кто сильнее и мудрее, превращается зачастую в бездумную бойню). В свете
этих событий новое звучание приобретает и трагический конец, постигающий
королевство Логр - недаром у М.Стюарт и у М.Рио настойчиво подчеркивается,
что свою гибель Артур предрешает в момент своего подъема -после первых
же победоносных сражений он дает жизнь Мордреду, битва с войском которого
будет последней для королевства Логр:
Особое внимание уделяется «очеловечиванию» персонажей: если в классической
Артуриане основное место отводилось событийной канве и через нее же читателю
давали понять, какие переживания приходятся на долю героя и какие внутренние
изменения происходят в нем, то романы об Артуре, написанные в XX веке,
ставят в центр внутренний мир персонажей, их чувства и размышления.
В чудесной мифической реальности действуют живые, предельно земные люди,
которым свойственны слабости, сомнения, ошибки. В этом контексте особенное
значение получают, наряду с тем, как складываются отношения семьи сестры
Артура Моргаузы (или Морганы) с королем, треугольник Артур - Гвиневра
- Ланселот и взаимоотношения Мерлина и Вивьены. Мифы об идеальном государстве,
где царит справедливость, тесно связаны с философским мифом о том, что
в каждом добром начинании заложен его конец, а также с мифами о любви,
дружбе, взаимопонимании.
Вероятно, подобная трансформация во временном пространстве присуща каждому
мифу, когда-либо созданному социокультурной общностью. И не последнюю
роль в этом процессе сыграл миф о короле Артуре и его рыцарях. Для Европы
с ее кельтским и германским мифом он был одним из центральных при выработке
европейским обществом своих соционормативных и культурных установок существования
каждого из индивидуумов.
* * * |